Текущий журнал

Название:
ВЕСТНИК 4 (36) 2023
Номер:
4
Год:
2023
Дата публикации на сайте:
2023-12-23 13:06:49
Полный журнал в PDF:
Индустриальное развитие Чувашии в конце XX – начале XXI в.: обзор архивных источников
УДК: 93/94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Денис Владимирович Корнев ;
В современных условиях важным и перспективным является изучение вопросов, связанных со становлением и развитием научно-технического процесса, включающего серьезную модернизацию в промышленности СССР, спад индустриального потенциала страны в 1990-е гг., а также создание новых прорывных открытий в области индустрии, применение робототехники, искусственного интеллекта на производстве в первые десятилетия 2000-х годов. Чувашская Республика (ЧР) – один из субъектов РФ, на территории которого сосредоточены крупные промышленные объекты, производящие продукцию, востребованную не только в России, но и за рубежом. Для более глубокого понимания результатов их деятельности необходимо погрузиться в историю предприятий, расположенных на территории Чувашской Республики, которые сыграли немаловажную роль в развитии некогда сельскохозяйственного региона страны. Это становится возможным благодаря обращению к главному для исторического исследования источнику информации – архивным документам. Целью данной статьи стало выявление архивных материалов, на основе которых раскрывается индустриальная трансформация Чувашии в конце XX – начале XXI века. Методологическая база работы включает в себя общенаучные и специально-исторические методы и подходы. Наиболее важными при раскрытии темы стали метод научной объективности, структурно-исторический и проблемно-хронологический методы. Автором исследования было изучено более 30 фондов, сосредоточенных в Государственном архиве Российской Федерации, Государственном историческом архиве Чувашской Республики, Государственном архиве современной истории Чувашской Республики. Изучение документов архивохранилищ предоставляет реальную возможность проанализировать историю индустрии республики, в рамках которой наибольшую результативность получили машиностроение и металлообработка, производство электротехнических изделий, химическая промышленность, электроэнергетика, легкая промышленность, агропромышленный комплекс.
Формирование электорального законодательства в сословные органы дворянского самоуправления во второй половине XVIII ‒ начале XIX века (на материалах Нижегородской губернии)
УДК: 930.25
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Никита Владимирович Лунин;
Статья рассматривает эволюцию электорального законодательства, которое определяло порядок выборов в сословно-представительные органы дворянского самоуправления во второй половине XVIII ‒ начале XIX века (на материалах Нижегородской губернии). Публикация отражает изменения в составе избирателей, порядок выборов и функции сословных органов самоуправления на протяжении указанного исторического периода. Изучение электорального законодательства российского дворянства является актуальным в современном политическом контексте. Результаты исследования позволяют сравнить исторические электоральные практики с нынешними процессами выборов и формированием представительств. Новые исследований в области электорального законодательства и внутренней организации дворянского самоуправления на региональном уровне способствуют расширению научного знания в этой области. Особое внимание уделяется прецедентным случаям, произошедшим с институтом дворянских выборов. Проведен анализ архивных документов, формирующих законодательную базу для организации и проведения выборов в сословные органы. Актуальность заключается в попытке провести полноценное исследование по формированию электорального законодательства в сословные органы самоуправления во второй половине XVIII ‒ начала XIX века, на основании архивных материалов, представленных в Центральном архиве Нижегородской области и опубликованных работ других исследователей. Цель исследования – изучить процесс формирования электорального законодательства в сословные органы дворянского самоуправления во второй половине XVIII ‒ начале XIX века на материалах Нижегородской губернии. В современной отечественной исторической науке электоральные практики и их законодательство исследуются довольно активно. Результатом исследования фондов местных архивов стали справочно-библиографические материалы, а также, появился опыт монографического источниковедческого исследования. Формирование электорального законодательства являлось частью исследования работ на соискание ученой степени доктора исторических наук С. В. Першина, на соискание ученой степени кандидата политических наук Т. В. Чешеновой.
Особенности предоставления права охоты коренным малочисленным народам России с XIX по XXI век
УДК: 94 (639.1)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Иванович Миньков ; Елизавета Константиновна Целыхова ;
На сегодняшний день в России проживает 40 коренных малочисленных народов Севера. Для многих из них важной составляющей жизненного уклада в прошлом и настоящем является охота, мясо добытых зверей и птиц составляет основу рациона, а добываемые шкуры животных – возможность изготавливать традиционную одежду или приобретать необходимые для жизни товары. На протяжении исторического периода аборигенное население в целом имело ряд закрепленных преимуществ, позволявших ему беспрепятственно добывать охотничьих животных для собственных нужд, приобретения товаров и уплаты налогов. В зависимости от исторического периода состав этно-социальной группы, имеющей право свободной охоты, произвольно менялся, постепенно сокращаясь. В статье на основе анализа нормативных правовых актов рассматривается история трансформации права сибирских коренных народов на свободную добычу охотничьих животных с начала XIX в. до настоящего времени, диахроническая изменчивость этой группы и ее современный состав. Работа выполнена методом сравнительного правоведения и историко-политического исследования права. Отдельно анализируется возможность использования полагающихся ей преференций в области охоты и связанные с этим коллизии в современном законодательстве. России Исследование показало, что закрепленное право коренных народов на неограниченную охоту является одним из претерпевших наименьшие изменения положений, отраженных в большинстве нормативных правовых актах сферы охоты, однако право на охоту коренных народов всегда было нестабильным, но на протяжении всего рассмотренного периода оно было особенным, произвольно предоставляемым различным социальным и этническим группам. Современные нормативные правовые акты в этой сфере содержат большое количество противоречий, чем вносят прямые и явные ограничения беспрепятственного доступа к природным ресурсам.
Трансформация государственной промышленной политики в Советской России – СССР (1917–1964 гг.): причины, условия и факторы
УДК: 93/94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Рашит Алимович Мухамедов; Алмаз Рафисович Гапсаламов ;
Санкции и политическая изоляция со стороны западных стран выявили серьезные экономические и технологические проблемы России. Сегодня страна стоит перед сложным выбором дальнейшего пути своего развития, назрела необходимость определения новых направлений государственной промышленной политики, требующихся для ускорения экономики и преодоления отставания страны от Запада. Определенную помощь в этом могут оказать исторические исследования, направленные на детальное изучение и анализ успехов и неудач советской экономики. В этой связи представленная статья позволяет оценить степень воздействия внешних и внутренних факторов на реализацию промышленной политики в СССР. Цель: анализ этапов формирования и изменения государственной промышленной политики в Советском Союзе, исследование воздействия факторов и условий. Методологической основой представленной статьи является подход на основе использования принципа историзма. Он позволяет анализировать исторические этапы в соответствии с конкретной исторической обстановкой в их диалектической взаимосвязи и обусловленности. Применение принципа историзма требует исследования любой составляющей исторического процесса в ее развитии. Авторы приходят к выводу, что на протяжении всего периода функционирования советского государства существовал достаточно разный набор условий и факторов, которые воздействовали на государственную промышленную политику советской власти. Тем не менее определяющим фактором влияния на промышленную политику являлась постоянная внешняя угроза, исходившая от западных государств. Этот фактор, а также необходимость консолидации контроля над всеми ресурсами во многом определили необходимость создания централизации управления, которая на некоторых этапах истории трансформировалась в сверхцентрализацию.
План ГОЭЛРО – стратегический план экономического районирования в 1920-х годах (на материалах Чувашской автономии)
УДК: 332.02:621.311.1(470.344)«192»
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Васильевна Пантелеймонова ;
В данной статье рассматриваются предпосылки формирования системы планирования экономики на основе электрификации страны. Исследуются условия и этапы разработки плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) и влияние его на формирование методики составления народнохозяйственных планов. Автором отмечается научно-технологический подход к разработке плана электрификации всей советской страны, реализованный через большую подготовительную и изыскательскую работу. На основе принципов историзма и объективного анализа рассмотрены основные этапы по реализации плана ГОЭЛРО в 1920‒1925 гг., характерные особенности. Исследователем изучен ход экономического районирования, его последующее развитие. В работе анализируется роль практической реализации ГОЭЛРО в переходе к новой экономической политике (НЭП). Раскрыта деятельность центральных органов власти по разработке и реализации реформы районирования в 1918‒1925 годах. В ходе проведенного исследования подтверждена перспективность и эффективность плана развития экономики страны, подтверждается тезис об электрификации как о ключевом этапе экономического развития государства. Статья рассматривает план ГОЭЛРО как первый масштабный стратегический план экономического развития, который существенно поднял экономику РСФСР. Районирование РСФСР, начатое после образования национальных и территориальных единиц, привело к новому этапу административно-территориальной реформы. Освещается вопрос необходимости реформирования административно-управленческой системы, индустриализации страны и подъема сельского хозяйства, в условиях разрухи, голода, Гражданской войны. Автором приведены сравнительные характеристики промышленности, сельского хозяйства административно-территориальных единиц Приволжского экономического района. Статья представляет собой экономический анализ Чувашской автономной области и всех мер, подтолкнувших к административно-территориальным решениям в вопросе расширения территории области. В работе подняты проблемы, которые пришлось решать региональным органам власти в ходе экономического зонирования. Обосновывается роль планирования как наиболее эффективного инструмента реализации экономических преобразований в период реализации плана ГОЭЛРО.
Внешняя политика Турции в эпоху Ататюрка: «мир дома, мир во всем мире»
УДК: 94(560)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Евгений Валерианович Суслов ;
Предлагаемая статья посвящена исследованию процессов возникновения и становления Турецкой Республики и как доминирующего следствия из этого ее внешней политики в эпоху первого президента Мустафы Кемаля Ататюрка, заложившего ее базовые основы, которые и в настоящее время обеспечивают стране статус великой региональной державы, претендующей на роль великой державы в тюркском мире. Автор предпринимает попытку выяснения причин европейской ориентированности Ататюрка, которая прослеживалась в его характере, начиная с юных лет и продолжалась в зрелые годы. В качестве теоретико-методологического основания предпочтение автором отдается модернизационному подходу, а именно одной из ее разновидностей – «догоняющей» модернизации, которая была характерна для Турции как «отсталого общества», вынужденного реагировать на внешние вызовы, заимствовать чужой опыт, в том числе технологии, институты, культурные ценности, не всегда совместимые с собственными традициями. В отличие от султанов, у Ататюрка не было реваншистских амбиций, однако, следуя османской традиции, он установил авторитарный режим, обеспечивший ему проведение форсированной модернизации страны. В дополнение к упомянутому подходу автор статьи использовал биографический метод, позволивший выдвинуть на первый план роль личности политика как реального носителя высшей государственной власти. Однако для появления великой исторической личности необходимы определенные условия, поэтому, как ни парадоксально, чтобы появились великие полководцы, нужна война. Автор статьи делает вывод о том, что личность Ататюрка как полководца и политика формировались под влиянием именно таких факторов. С позиции системно-синергетической теории в работе доказывается, что каждому решительному историческому повороту в судьбе Турции предшествовали точки бифуркации (поражение Османской империи в Первой мировой войне и распад империи, приход к власти Ататюрка и модернизация по европейскому образцу, политика нейтралитета и неучастие во Второй мировой войне), которые могли повернуть страну в диаметрально противоположные стороны под влиянием различных, даже незначительных причин. Особая роль в возникновении синергетического эффекта принадлежит исторической личности, когда, чем менее устойчиво общество и чем сильнее поколеблен порядок в обществе (государстве), тем большее влияние оказывает сила личностей, их профессиональные качества, готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения.
Деятельность Советов Министров Марийской, Мордовской и Чувашской АССР сквозь призму воспоминаний современников
УДК: 94(47).084:82-94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Павел Сергеевич Учватов ;
Одним из важных источников по истории деятельности и функционирования Советов Министров АССР, как и других региональных органов управления советского периода, являются мемуары. Цель данной статьи заключается в проведении анализа воспоминаний современников, в которых нашла отражение работа Советов Министров трех соседних республик Поволжья – Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, а также их руководителей и сотрудников аппарата. Многие из авторов таких мемуаров либо работали в системе правительств автономных республик, либо тесным образом взаимодействовали с ней, что повышает ценность их трудов как исторического источника. При рассмотрении мемуаров использовался комплекс общенаучных, а также специально-научных методов, включая методы анализа текста и историко-сравнительный метод. Отмечены взгляды авторов воспоминаний на различные аспекты в работе Советов Министров автономных республик: взаимодействие правительств АССР с обкомами партии, Советами разных уровней, вышестоящими органами власти; осуществление кадровой политики; деятельность Советов Министров и их аппарата; отношение к исходящим «сверху» инициативам. В качестве материалов научного исследования выбраны воспоминания региональных государственных и партийных деятелей: первых секретарей обкомов КПСС А. И. Березина, А. П. Петрова, И. П. Прокопьева; председателей Советов Министров автономных республик А. А. Васильева, Г. И. Кондратьева и В. С. Учайкина; иных региональных советско-партийных руководителей – П. А. Алмакаева, Г. И. Минина, А. Н. Поршакова и других.
Театральные коллективы Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны
УДК: 792.03+930.85
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Юрьевна Цыкина ;
Представители национальных творческих школ, в ряду которых следует отметить деятелей театрального искусства Марийской АССР, сыграли значительную роль в приближении Великой Победы. Актуальность данной статьи определяется тем, что до настоящего времени данный аспект функционирования марийской национальной культуры в указанных хронологических рамках комплексно не рассматривался. Основой настоящего исследования послужили документы, почерпнутые в фондах Государственного архива Республики Марий Эл. Помимо указанного источника, при написании данной статьи были задействованы материалы республиканской периодической печати периода Великой Отечественной войны. При разработке данной проблематики основными методами явились «от абстрактного к конкретному и от конкретного – к абстрактному», позволившие выявить общие и особенные явления в развитии общесоюзной и марийской музыкальных культур в период Великой Отечественной войны. Критический и конкретно-исторический методы были задействованы при рассмотрении ряда источников (в частности, архивных материалов) и их верификации. Использование метода описания в сочетании с анализом дало возможность четко и логично осветить события, явления, процессы, происходившие в национальном театральном искусстве, в контексте общественно-политических событий, происходивших в советском государстве на протяжении периода Великой Отечественной войны. В процессе анализа деятельности театральных коллективов Марийской АССР в 1941‒1945 гг. были выявлены особенности репертуара и методов работы театров республики, а также способы оказания материальной и финансовой помощи фронту. Сделан вывод о значительном вкладе театральных коллективов республики в поднятии боевого духа участников боевых действий и тружеников тыла, усилении сплоченности населения, оказании посильной материальной помощи фронту.
Формат «Волга ‒ Янцзы» как неомодель развития межрегионального сотрудничества в рамках создания «сообщества единой судьбы человечества»
УДК: 94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Федоровна Чернова ;
Статья посвящена межрегиональному сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа РФ и провинций верхнего и среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики, которое имеет большое значение для содействия развитию экономических, торговых отношений между двумя государствами, а также молодежным обменам в гуманитарной сфере. Сходство географических особенностей данных регионов является хорошей основой для обмена опытом по решению проблем территорий, расположенных вдоль крупных водных артерий. Целью работы является ретроспективный анализ развития различных направлений межрегионального сотрудничества России и Китая в формате «Волга ‒ Янцзы» и его значения в реализации концепции КНР построения «сообщества единой судьбы человечества». Исследование базируется на анализе официальных документов, на архивных материалах Представительства МИД России в г. Нижнем Новгороде, публикациях средств массовой информации, а также ряде работ, посвященных изучению международного межрегионального взаимодействия РФ и Китая и концепции «Сообщества единой судьбы человечества». В статье использованы системный, сравнительно-исторический, статистический, ретроспективный методы, а также методология системного и стратегического анализа. Автор показывает, что экономическое и торговое взаимодействие в рамках формата «Волга ‒ Янцзы» показало хорошую динамику расширения, однако флагманом развития отношений формата «Волга ‒ Янцзы» стало культурное и гуманитарное сотрудничество. Ключевым направлением последнего является проведение совместных мероприятий в сфере молодежной политики. Ежегодно организуются форумы на паритетной основе. Созданная Ассоциация вузов Приволжского федерального округа Российской Федерации и провинций верхнего и среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики дает возможность студентам участвовать в совместных образовательных программах и научных исследованиях. Таким образом, в рамках формата «Волга ‒ Янцзы» сформировалась платформа международного взаимодействия, которая объединяет молодое поколение двух стран. Таким образом, дальнейшее продвижение проекта «Волга ‒ Янцзы» будет способствовать не только укреплению партнерских российско-китайских отношений, но и реализации идеи построения «сообщества единой судьбы человечества».
О перспективах использования института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
УДК: 342
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Виталий Викторович Гончаров ; Анна Анатольевна Борисова ; Елена Геннадьевна Петренко ;
Статья посвящена анализу перспектив использования института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в РФ. Цель исследования состоит не только в формализации и изучении проблем, которые препятствуют объединению усилий органов публичной власти и субъектов общественного контроля в деле противодействия незаконному обороту указанных средств и веществ, но и в разработке и обосновании системы мероприятий по разрешению указанных проблем. Материалы и методы: а) в настоящей статье использованы различные методы исследования, в частности, формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; б) в качестве материалов исследования послужили нормы Конституции РФ и действующего законодательства, материалы практической деятельности субъектов общественного контроля, научная и учебная литература об общественном контроле. Наркомания в современном мире выступает одним из основных факторов снижения продолжительности и качества человеческой жизни, роста уровня смертности. Это требует реализации мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ органами публичной власти совместно с институтами гражданского общества, включая институт общественного контроля. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, связанные с использованием института общественного контроля в механизме противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в РФ. Разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению, в том числе путем: а) формализации института общественного контроля в Конституции РФ; б) разработки и принятия Федерального закона «Об общественном контроле за деятельностью, связанной с контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; в) расширения полномочий субъектов общественного контроля в данной области публичного управления, а также создания новых разновидностей указанных субъектов; г) использования современных информационно-коммуникационных технологий; д) закрепления системы мер правовой ответственности за противодействие законной деятельности субъектов общественного контроля; е) использования положительного зарубежного опыта.