ВЕСТНИК 3 (27) 2021

Название:
ВЕСТНИК 3 (27) 2021
Номер:
3
Год:
2021
Дата публикации на сайте:
2021-11-26 15:16:03
Полный журнал в PDF:
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
УДК: УДК 930.24
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Воскресенская; Елена Александровна Алябышева;
Статья посвящена изучению истории становления естественно-научного вузовского образования (биоло-гического, химического, экологического) в Республике Марий Эл. Показаны основные этапы становления естественно-научного образования. Основное внимание сосредоточено на организации новых структур-ных подразделений и их профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава. Также описывается вклад преподавателей-естественников в развитие естественно-научного образования в вузе. Целью статьи является изучение истории развития естественно-научного образования в Республике Марий Эл за 1933−2021 годы. Статья написана на основе принципа историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Актуальность исследования связана с недостатком работ, рассмат-ривающих содержание и стратегические ориентиры развития естественно-научного образования в разные исторические периоды в отдельных регионах Российской Федерации. В работе показаны основные исто-рические этапы развития естественно-научного образования в Марийском педагогическом институте и Марийском государственном университете. Сделан вывод о том, что начиная с 1933 года (МГПИ им. Н. К. Крупской) по настоящее время (МарГУ) происходит развитие естественно-научного образования, включая биологическое, экологическое и химическое. Можно выделить три этапа в истории становления естественно-научного образования в вузе: первый этап – 1933−1970 гг., второй этап – 1971−2014 гг., тре-тий этап – с 2017 г. и по настоящее время. Для естественно-научного вузовского образования в Республике Марий Эл характерен фундаментальный подход к преподаванию предметов, создание и активное функци-онирование научных, естественно-научных школ, подготовка квалифицированных выпускников и повы-шение квалификации вузовских преподавателей и школьных учителей.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 300-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ЦАРСТВУЮЩЕГО ДОМА РОМАНОВЫХ НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕБОКСАРЫ
УДК: УДК 94(470+570)(092)Романовы"1913":394.46(470.344-25)Чебоксары
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Олеговна Дмитриева;
В статье анализируются общероссийские и региональные аспекты празднования 300-летнего юбилея царствования дома Романовых в 1913 году. Анализ проводится на примере материалов о реализации юбилейной программы в уездном городе Чебоксары Казанской губернии. Акцентируется внимание на идеологических и пропагандистских мотивах устроителей юбилейных торжеств, направленных на по-вышение авторитета института российской монархии в условиях нестабильной социально-экономической и политической ситуации в России начала XX века. Анализ архивных документов, рас-крывающих специфику празднования юбилея на региональном уровне, демонстрирует тщательную под-готовку к юбилею на всех уровнях государственной власти с привлечением значительных материальных ресурсов. При этом празднование 300-летия царствующей династии базировалось на апробации резуль-татов праздновавшегося в 1912 г. 100-летия Отечественной войны 1812 года. Обе исторические годов-щины имели важное значение в исторической памяти российского народа и имели колоссальный потен-циал в деле подъема патриотического духа во всех слоях российского общества. Торжества носили об-щероссийский характер и должны были отвлечь от накопившихся в империи противоречий. Методоло-гической основой является совокупность общенаучных и специально-исторических методов. Принцип историзма позволил проследить историческое значение празднования значимой исторической годовщи-ны – 300-летия династии Романовых. Принцип объективности позволил провести многоплановый анализ исторических источников с учетом критического осмысления имеющихся данных. Материалами для ис-следования послужили архивные документы Государственного исторического архива Чувашской Рес-публики, материалы периодической печати за 1913 г., а также достижения современной историографии. Длительного эффекта юбилейная годовщина 1913 г. в деле популяризации института российской монар-хии и Николая II не имела, поскольку начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, а также последовав-шие за ней революционные потрясения свели на нет достигнутые в идеологическом и пропагандистском плане результаты.
ЦИРКУЛЯРНО-ИНСТРУКТИВНЫЕ ПИСЬМА СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В СССР В 1970-Е ГОДЫ
УДК: УДК 2–9:322:94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Евгений Викторович Дроботушенко;
статье характеризуются циркулярные письма Совета по делам религий при Совете Министров СССР уполномоченным в регионах в 1970-е годы. Целью исследования является анализ их как источника по истории религий в СССР в целом и по истории православия в частности, с приведением конкретных при-меров. Задачи заключаются в анализе писем как отдельного вида документов, содержащих интересней-шую информацию по истории православия в Советском Союзе, выделении групп циркулярных писем, оценки их содержания в 1970-е годы. Исследование опирается на документы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). В основу работы положены основополагающие принципы историче-ской науки, историзма и объективности, общенаучные методы, анализа, сбора и синтеза информации и специальные методы, сравнительно-исторический, позволивший проанализировать циркулярные письма в разные годы, а также хронологический, предопределивший рассмотрение фактов в хронологической по-следовательности. Отмечается, что циркулярные письма как источник дают богатейшую информацию по самым разным аспектам существования и деятельности зарегистрированных религиозных объединений, в том числе и православных, их учредителям, исполнительным органам и так далее. Помимо этого прописы-ваются указания Совета относительно учета религиозных сообществ в регионах, замечания по качеству отчетов и другое. Отдельные письма рассматривают вопросы деятельности только православных институ-тов и сообществ. Автор делает попытку выделения групп циркулярно-инструктивных писем по содержа-щейся в них информации. По всем группам приводятся примеры с фактическими данными. Письма до-полняют имеющиеся источники по истории религий в СССР, а в некоторых случаях дают абсолютно но-вые материалы. На сегодняшний день они не стали объектом специального научного анализа. Отмеча-ется важность дальнейшей работы с источниками в рамках проблемного поля исследования.
ПЕРВЫЕ ШАГИ АВТОНОМИИ: ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ МАРИЙСКОГО КРАЯ В 1920–1921 ГОДАХ
УДК: УДК 070:947.8(470.343)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Ананьевич Иванов; Олег Михайлович Петров;
В ноябре 1920 года был принят декрет «Об образовании Автономной Области Марийского Народа». После опубликования декрета началось государственное строительство марийской автономии (МАО), одним из направлений которой являлась организация периодической печати. Целью является изучение процесса организации периодической печати в МАО в 1920–1921 гг., а также ее роль в социально-экономическом развитии края. В основу работы положены архивные документы Государственного ар-хива Республики Марий Эл (ГА РМЭ), а также широкий круг научной литературы и публикаций ученых по данной тематике. Исследование выполнено на основе принципов историзма и объективности с ис-пользованием общенаучных методов исследования (анализ, сравнение, описание). Периодическая пе-чать является важным субъектом в коммуникативном процессе между властью и гражданами, изучение истории развития периодической печати необходимо для более глубокого понимания процессов, проис-ходящих в обществе. В ходе исследования авторами было изучено становление периодической печати в первый год после образования Марийской автономной области. Определен ряд факторов и проблем, негативно влияющих на развитие печати в регионе. 1920–1921 годы явились одним из самых сложных периодов в истории периодической печати МАО. На территории только что созданной области почти полностью отсутствовала полиграфическая промышленность, не выходили газеты и журналы. Благода-ря усилиям областного революционного комитета, несмотря на ряд сложностей, в центре области – Краснококшайске была открыта типография и начался выпуск периодических изданий. В результате у руководства автономии появились свои печатные органы для информирования и ведения агитации среди населения.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
УДК: УДК 304.3:316.32(1.470.344)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Константиновна Минеева; Владимир Сергеевич Иванов ; Ольга Олеговна Дмитриева;
В статье изучен вопрос подготовки педагогических кадров для системы образования Чувашии в конце XX – начале XXI века. Основной кузницей кадров в Чувашской Республике стали организации высшего и среднего профессионального образования. К 2010 годам на территории республики подготовку педаго-гов реализовывали четыре образовательные организации: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Канаш-ский педагогический колледж, Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского. Однако главным высшим учебным заведением по подготовке педагогических кадров в республике, безусловно, является Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ). Свою ис-торию данное учебное заведение ведет начиная еще с 1930 г., когда на его базе было открыто три отде-ления: физико-техническое, общественно-литературное и подготовительное. Нехватка педагогов всегда присутствовала в отечественном образовании, особенно остро эта проблема проявилась в 1990-е годы. Для решения данного вопроса в ЧГПУ была выстроена работа по становлению школьных учителей-предметников по всем необходимым направлениям. Приведем некоторые данные, доказывающие вос-требованность вуза и образования, получаемого в нем. Так, например, в 1993 г. выпуск составил 806 чел.; в 2017 г. университет окончили 1068, в 2020 г. – 1129 человек. Следовательно, и в нынешних условиях жизни абитуриенты идут учиться в педагогические учебные заведения. Во многом это связано с поднятием авторитета и статуса учителя в начале 2000-х гг., зачастую благодаря материальному сти-мулированию со стороны государства. За девять десятилетий своего существования вуз имел динамич-ное развитие, пройдя путь от педагогического института – первенца высшего образования в республике – до одного из крупных высших учебных заведений страны, имеющего глубокие истоки и богатые тра-диции. Именно поэтому к началу XXI в. ЧГПУ стал инновационным центром подготовки педагогических кадров не только для Чувашской Республики, но и для всего Приволжского федерального округа.
ОТДЕЛ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РСФСР: ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК: УДК 93/94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Константиновна Минеева; Алексей Игоревич Минеев ; Алевтина Петровна Зыкина;
Национальная политика России входит в число наиболее «острых» и дискуссионных научных проблем современности. Ее корни уходят в давнюю историю, однако именно в XX в. она была оформлена как государственная со своими законодательством, системой управления и штатом чиновников, целена-правленностью и реализацией конкретных задач. Приход к власти большевиков привел к радикальному пересмотру вопросов государственного строительства, в частности впервые созданная в России федера-ция была основана на национально-территориальном принципе. С этого времени национальный вопрос в полиэтнической стране находит важное место во внутренней политике и внешнеполитическом курсе Советского государства. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР стал первым в ис-тории России учреждением, который активно начал привлекать внимание управленческих институтов к развитию национальных культур и межэтнических отношений, к формированию автономий. Работа Наркомнаца реализовывалась на основе функционального, отраслевого и территориального принципов. Каждый отдел в своей деятельности был подотчетен коллегии, впоследствии и Совнацу НКН. Среди подразделений комиссариата важное тактическое и практическое значение имел отдел национальных меньшинств, претворявший в жизнь одно из главных направлений политики наркомата и в целом совет-ской власти, РСФСР. Ключевым направлением работы образованного ОНМ стало создание гибкого и централизованного аппарата, посредством которого можно было в короткие сроки направлять на места постановления центральной власти, касавшиеся национальных меньшинств, и доводить до центра про-блемы региональных окраин. Оценивая работу ОНМ в целом, следует констатировать, что ему во мно-гом успешно удавалось решать проблемы тех или иных нерусских народов страны. Его деятельность становилась заметной и эффективной, что достаточно подробно освещалось в печатном органе Нарком-наца – «Жизнь национальностей». Однако начиная с мая 1922 г. широко развернутая в начале деятель-ности ОНМ на местах работа начинает снижать свою эффективность и результативность, а к сентябрю 1923 г. полностью прекращается.
COVID-19 И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В СЛОВАКИИ
УДК: УДК 616-036.2+327(437.6)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Александр Валентинович Рандин; Галина Викторовна Рокина;
В статье анализируются причины политического кризиса в Словакии на фоне пандемии коронавируса 2020−2021 годов. «Ковидный кризис» стал для коалиционного правительства, сформированного по ре-зультатам выборов 2020 года, существенным препятствием для его нормального функционирования. Чтобы удержаться у власти, коалиция вынуждена была пойти на серьезное переформатирование каби-нета, имитируя отставку правительства. Неизбежность политического кризиса и отставки правительства И. Матовича стала ясна задолго до начала пандемии. Это вызвано разнородным характером коалиции, не имеющей общей конструктивной повестки и объединяемой только стремлением устранить от власти правительство социал-демократов. Авторы делают вывод о том, что по сути дела это «виртуальные» партии, вербующие свой электорат в социальных сетях. В статье представлена хронология политиче-ских событий в Словакии на фоне пандемии и сделан вывод о том, что несогласованная с партнерами по правящей коалиции покупка российской вакцины «Спутник V» по инициативе премьер-министра Игоря Матовича в марте 2021 года послужила триггером для разразившегося летом политического кризиса власти и перестановок в правительстве Матовича − Хегера.
ПРАВО ЖЕНЕВЫ И ГААГИ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УДК: УДК: 341.3
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Евгений Валерианович Суслов;
Автор статьи ставит своей целью изучение движущих сил, способствовавших возникновению Женевской и Гаагской конвенций, а также иных международных организаций и институтов в качестве институцио-нальных основ сохранения мирового культурного наследия в Европе. Кроме того, предполагается ин-терпретация сложного процесса сохранения мирового культурного наследия на фоне динамики историче-ского развития. Отмечается, что впервые необходимость защиты культурных артефактов возникла еще в эпоху античности, исходя из соображений противостояния насилию. Известен опыт Спарты, в которой сложились хищнические обычаи ограбления культурных ценностей, что считалось священным правом по-бедителей. В античном мире эта традиция поддержки не нашла. Новая веха защиты культурных ценностей началась после военного поражения Наполеона. В соответствии с решением Венского конгресса (1815) Францию обязали вернуть «награбленные» сокровища законным владельцам. Позже правовым актом, кате-горически запрещающим акты вандализма, стала Брюссельская декларация права войны (1874). Свою леп-ту в сохранение культурных ценностей внес русский художник Н. Рерих, который, создав Всемирную лигу культуры, предложил реальные механизмы сохранения мирового культурного наследия. Однако самый ве-сомый вклад на институциональном уровне в процесс сохранения мирового культурного наследия внесли Женевская и Гаагская конвенции. В качестве методологического основания исследования предпочтение в статье отдается концепции движущих сил истории, синтезу исторической и политической парадигм изу-чения феномена культуры в сочетании с концепцией роли личности в истории, имея в виду под такой лич-ностью Н. К. Рериха, инициировавшего создание Пакта о защите культурного наследия, который получил общественное признание в период между двумя мировыми войнами. Автор доказывает, что историческая память о безвозвратных утратах культурных ценностей, воля людей, приверженных к защите гуманитарно-го наследия человечества, привели к созданию системы норм и ценностей на основе Женевской и Гааг-ской конвенций, которые создали необходимые, но недостаточные условия для сохранения мирового культурного наследия.
ПРОПАГАНДА КАК ШОУ: АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ ТРОФЕЕВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918−1919)
УДК: УДК 32.019.5; 327
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Евгеньевич Фоминых;
В статье анализируется американский опыт публичной демонстрации военных трофеев для реализации пропагандистской кампании по сбору средств и мобилизации населения США в период Первой мировой войны. Цель исследования является выявление уникальных, характерных для США, особенностей веде-ния военной пропаганды с привлечением выразительных средств, свойственных сфере коммерческой ре-кламы и шоу-бизнеса. Основной круг источников при написании работы составили текстовые и фотома-териалы передвижных выставок военных трофеев, организованных Комитетом общественной информа-ции США («Комитета Крила») в период Первой мировой войны. Проведен контент-анализ основных нарративов пропагандистской кампании. На основе анализа публикаций российских и западных исто-риков и специалистов в сфере пропаганды и политических коммуникаций выявлены наиболее характер-ные техники и приемы убеждения, а также «усиливающие эффекты» пропаганды. Передвижные железно-дорожные выставки военных трофеев в реалиях США начала ХХ века явились необычайно эффективным средством пропаганды. Пользуясь большой популярностью, прежде всего как аттракцион, выставки со-действовали распространению облигаций военного займа, возбуждали ненависть к немцам и Германии, а также сумели переломить изоляционистские настроения значительной части американцев в пользу «освободительной миссии» США в Европе. Сочетание традиционных (визуальных, текстовых) и относи-тельно новых (театрализованных) средств доведения информации до целевой аудитории явилось под-линным ноу-хау американской пропагандистской машины в период Первой мировой войны. Обращение к стилю работы коммерческих ярмарок и передвижных цирков (наподобие цирка Барнума или шоу «Ди-кий Запад» Буфалло Билла) было вынужденной мерой в условиях позднего вступления США в войну, однако эта креативность в полной мере оправдала себя и впоследствии стала характерной чертой аме-риканской пропаганды и публичной дипломатии.
ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ АНТИКОРРУПЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК: УДК 328.185:342.5
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Рудольфовна Костина;
Явление коррупции является атрибутом практически любого государства и затрагивает самые разнообраз-ные сферы жизни. Наблюдаемый нами кризис международных отношений не в состоянии остановить про-цессы глобализации. Ее влияние на деятельность публичных институтов выражается в стандартизации и унификации их деятельности – принятии универсальных международных актов, что в свою очередь ведет к изменению национальных законодательств. В этих условиях необходимо оценить параметры междуна-родно-правового и национального регулирования предупреждения конфликта интересов как одного из ин-струментов противодействия коррупции. В мировой практике правового регулирования этого института исследователи выделяют ряд основных признаков: сочетание обязательного, рекомендательного и этиче-ского регуляторов, наличие нескольких уровней регулирования (международный, региональный и нацио-нальный), различных моделей национально-правового регулирования института конфликта интересов, трансляцию мер по предупреждению конфликта интересов из публичной на частную сферу, различное со-четание правовых и этических норм. В статье предпринята попытка проанализировать антикоррупционное законодательство Канады, США, Великобритании, Германии, КНР, скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия) и Рос-сии по этим признакам, используя методы научного анализа, экспертных оценок, компаративный метод. В результате анализа статей российских исследователей установлено, что в большинстве западных стран в предотвращении конфликта интересов преобладает этическое регулирование, в некоторых азиатских странах – неправовые регуляторы. Отечественное регулирование данного правового института характе-ризуется последовательной реализацией международно-правового стандарта и существенным увеличени-ем объема этических кодексов. Однако в российском законодательстве остается ряд нерешенных проблем, влияющих на эффективность данного правового института как инструмента борьбы с коррупционными правонарушениями.
REVIEWS РЕЦЕНЗИЯ НА: КРАСНОЙ НИТЬЮ ПРОШИТОЕ ВРЕМЯ. МАРИЙСКИЙ КОМСОМОЛ: ЛЕТОПИСЬ СЛАВНЫХ ЛЕТ / ГЛ. РЕД., АВТ. И СОСТ. В. Э. МАЛЬЦЕВ. ЙОШКАР-ОЛА : ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «МАРИЙСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО», 2020. 363 С.
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Галина Викторовна Рокина;
В канун 100-летия образования Марийской областной комсомольской организации опуб-ликовано уникальное для нашей республики издание, посвященное истории Марийского комсомола и памяти тех, кто стоял у истоков легендарной молодежной организации, а так-же внес свой личный вклад в ее вековую исто-рию. Презентация книги состоялась в Йошкар-Оле в Национальной библиотеке имени Сергея Чавайна. Идея создания такой книги возникла в январе 2019 года. В каждом районе респуб-лики были рабочие группы, которые собирали материал для книги. Эта книга – коллективный труд ветеранов комсомола, работников архи-вов, музеев, библиотек. Монография оформ-лена как красочный альбом, и ее можно отне-сти к образцам юбилейных изданий, которые вышли в период празднования столетия госу-дарственности народа мари. Комсомольцы республики принимали уча-стие во всех знаковых событиях минувшей эпохи: в трудовых подвигах пятилеток, в строительстве Транссиба, Магнитогорского металлургического комбината. Десять тысяч добровольцев, которые ушли на фронт в пер-вые дни Великой Отечественной войны, тоже были комсомольцами. Комсомольцы восста-навливали послевоенное хозяйство, осваивали целинные земли, принимали участие в строи-тельстве БАМа. Комсомольское прошлое объ-единяет не одно поколение россиян, поэтому издание имеет важное значение не только как летопись молодежной политики советского времени, но и как источник для сохранения исторической памяти народов республики. Трудно переоценить актуальность издания и своевременность его публикации. Книга представляет собой историко-документальное иллюстрированное издание о зарождении, становлении и развитии молодежного движе-ния в Республике Марий Эл. В содержатель-ном плане книга энциклопедична. Ее страницы наполнены большим количеством хроникаль-ной, событийной, биографической и краевед-ческой информации, которую можно широко использовать не только как справочный мате-риал, но и как исторический источник. Альбом включает в себя огромное количество доку-ментальных материалов, которые демонстри-руют основные этапы деятельности республи-канской комсомольской организации: это и официальная статистика, визуальные источни-ки, интервью и воспоминания участников со-бытий. Несомненно, что в дальнейшем эти ма-териалы могут стать для ученых и профессио-нальных историков важной источниковой ба-зой для научных исследований. Книга прекрасно построена в композицион-ном плане, в ней логично выстроен ряд исто-рических фактов и личных оценок векового пути марийского комсомола, дополненный фо-тографиями, цитатами современников, художе-ственными образами из песен и стихотворений того времени. Каждая страница представляет собой синтез текстовой и визуальной инфор-мации: публикуется конкретный исторический период, главные события и иллюстрации (фото-графии, копии исторических документов). Та-ким образом авторы-составители смогли пере-дать атмосферу тех лет, которая менялась в за-висимости от политической конъюнктуры и социального заказа. В книге передано главное – активная гражданская позиция республикан-ской молодежи, комсомольский задор, готов-ность к подвигу и патриотизм. Огромной заслугой издателей книги являет-ся то, что в ней опубликованы «личные исто-рии» комсомольских лидеров, которые являют-ся прекрасным дополнением к официальным отчетам и «сухой статистике». В этом плане особенно примечательны воспоминания Ю. Буйлина, С. Лоскутова, И. Петрова. Понят-но, что подобного рода публикации, хроноло-гические рамки которых охватывают не одно десятилетие, а действующие лица насчитыва-ют десятки тысяч людей, могут вызвать много вопросов, дополнений и поправок. Все возни-кающие к публикации вопросы сходят на нет при прочтении заключительных строк к изда-нию, написанных его автором-составителем В. Мальцевым. В издании в полной степени по-лучили отражение его журналистский талант, опыт общественной работы и профессиона-лизм издателя и редактора. При этом публика-ция продемонстрировала огромный потенциал общественной организации «Ветераны комсо-мола Республики Марий Эл» и организаторские способности ее лидера С. И. Шареева. Судьба руководителя ветеранской организации во многом демонстрирует, как комсомольцы рес-публики принимали участие в ее жизни. С. И. Шареев после окончания политехниче-ского института в 1974 году пришел на Ма-рийский механический завод инженером. Там его избрали секретарем заводской комсомоль-ской организации, в первую очередь он начал знакомиться с молодыми рабочими, организо-вывал комсомольско-молодежные бригады, конкурсы профмастерства, спортивные состя-зания. Завод был оборонного назначения, но в то же время выпускал ставшие известными всей стране велосипеды «Салют». Так вот на них комсомольцы и молодежь в 1983 году орга-низовали велопробег «Йошкар-Ола – Владиво-сток». Опыт работы на заводе очень пригодил-ся в его дальнейшей работе в обкоме ВЛКСМ. В монографии опубликована не одна личная история комсомольских лидеров республики, в которых получила отражение вековая история марийского комсомола. До выхода этой публи-кации в летописи молодежного движения рес-публики еще не было подобных изданий. Хо-чется надеяться, что для ученых этот уникаль-ный исторический источник станет стимулом для дальнейшего изучения истории Республики Марий Эл и своеобразным «местом памяти» для последующих поколений.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ТЫСЬКО Л. А. УЧЕНИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ; МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т. ЙОШКАР-ОЛА, 2020. 160 С.
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Ольга Николаевна Сутырина ;
Современная учебно-методическая литера-тура обществоведческой, в том числе социоло-гической, тематики достаточно разнообразна и многопланова как по содержанию, так и по прикладному назначению. В условиях введения нового Федерального государственного обра-зовательного стандарта специалистам, препо-дающим социально-гуманитарные дисциплины в школах, колледжах и училищах, бывает не-просто сориентироваться в перестройке про-цесса обучения. Учитель и учебник не един-ственные источники информации, да и само обучение не передача информации, а способ организации различных видов деятельности учащихся на разном предметном содержании. Обществознание должно на деле превратиться в «пособие» по успешной социализации, а уроки − в тренинги и упражнения. Решение этой проблемы затруднено многими обстоя-тельствами. Тем не менее возможности ее пре-одоления мы видим в тенденциях развития об-ществоведческого образования. Впервые возможности поискового исследо-вания учащихся были использованы в 1920-е годы. Новый этап развития социологических методов наступил в 1960-е годы: в трудах А. В. Друж¬ковой, Г. В. Артемьевой представле-ны теоретико-методологические основы УСИ, а в 1990-х годах появилась задача обновления системы исследовательского подхода к изуче-нию учащимися социальных проблем. И вот совсем недавно, в 2020 году, изда-тельство Марийского государственного уни-верситета выпустило достаточно интересное учебное пособие, посвященное ученическому социологическому исследованию (далее – УСИ) . Автором данного издания является Лидия Анатольевна Тысько – выпускница исто-рико-филологичес¬кого факультета Марийского госпединститута, кандидат педагогических наук. Л. А. Тысько − потомственный педагог, доцент со стажем педагогической работы в 44 года, 10 лет из которых учила школьников ис-тории и обществознанию в Руэмской средней школе Медведевского района Республики Ма-рий Эл и 34 года работала в ФГБОУ ВО «Ма-рийский государственный университет» (ранее МГПИ им. Н. К. Крупской), ветеран труда. История появления данного издания − ре-зультат длительной научно-методической рабо-ты автора. Л. А. Тысько работает над данной проблемой с 1989 года и сумела увлечь ею не только студентов, но и учителей-обществоведов школ Республики Марий Эл. Студенты исторического и юридического фа-культетов, где автор вела курсы «Методика обучения обществознания и истории», «Со-временный урок истории и обществознания» и спецкурс «Методика ученических исследова-ний», используя методическую модель УСИ, неоднократно являлись победителями и дипломантами научно-практических конфе-ренций различного уровня. Профессор Л. Н. Боголюбов охарактеризо-вал автора данного пособия как одну из пер-вых исследователей, разработавших систему фор-мирования исследовательского подхода к изу-чению социальных проблем в курсе общество-знания (ранее «Человек и общество») с помощью ме-ханизма УСИ. Ее научный руководитель − профессор Российского государственного пе-дагогического университета им. А. И. Герцена В. В. Бара¬банов (1948−2014) заложил основы творческой деятельности своей аспирантки. Эрудированный, умный, воспитанный, он стал образцом для бывшей сельской учительницы и ассистента кафедры истории Марийского госу-дарственного педагогического института им. Н. К. Крупской. Неслучайно автор посвя-щает свой труд памяти этого замечательного ученого, впервые высказавшего идею о воз-можности использования УСИ как педагогиче-ского средства формирования у учащихся ис-следовательского подхода к изучению социаль-ных проблем в курсе обществознания. Структура работы представлена вступле-нием автора, тремя разделами, словарем тер-минов и списком использованной литературы. Обращаясь к читателям, автор пишет, что темы для исследований менялись в зависимо-сти от исторических условий. Если в 1960-е годы рассматривались такие проблемы, как влияние общественных фондов потребления на благосостояние советских граждан и сво-бодное время школьников, то в 1990-е гг. ста-ли популярны темы перестройки, молодежных движений, любви и дружбы. Далее дискурс расширился за счет вопросов о семье («Кто в семье главный?», «Гражданский брак: за и против»), организации досуга («Как отдыхает современная молодежь?»), увлечений («Боди-пирсинг − это модно или опасно?»), политики («Женщина во властных структурах: за и про-тив»), патриотизма и гражданственности, об-щественных проблем («Мораторий на обще-ственную казнь: за и против», «Трудоустрой-ство несовершеннолетних как средство про-филактики правонарушений в молодежной среде», «Подростковая жестокость и агрессия: как избежать ее?») и другое. В вопросе освещения организации УСИ ав-тор акцентирует педагогические задачи: «Что для учеников является социальной проблемой? Как оценивают ее ученики? Почему они так думают?» . Материалы пособия демонстрируют, что данная методика поможет педагогам найти свои темы для обсуждения с учениками, раз-вить их мышление, преодолеть индивидуа-лизм, даст ориентир на выбор правильных решений и поступков в реальной жизни . В первом разделе «Ученическое социоло-гическое исследование как педагогическое средство формирования исследовательского подхода к изучению социальных проблем в школьном курсе обществознания» раскрыты роль, структура, сущность ученического со-циологического исследования, его функции. Как справедливо считает автор, во многих социально-педагогических исследованиях в большей степени раскрывалась содержательная сторона процесса обучения (знания), нежели опера¬ционная (умения) . Широкая дискуссия по этому вопросу развернулась в настоящее время. Для большинства предлагаемых концеп-ций характерно требование реализации таких методов обучения, суть которых заключается в приоритетной роли самостоятельной организа-ции работы школь¬ников с целью формирования у них исследовательского подхода к изучению социальных проблем. Самым достоверным и надежным источни-ком информации по изучению общественной жизни принято считать социологические ме-тоды. В школах наиболее удобным является опрос (анкетирование, интервьюирование) и интер-претация социологической информации. Содержание и специфика программ совре-менного обществознания обеспечивают боль-шие возможности для поисковой деятельности учащихся. Однако преобладание традицион-ных методов в преподавании обществознания сковывает самостоятельность в суждениях, оценках социальных явлений и требует новых методических решений. Авторская методика проведения УСИ, разработанная Л. А. Тысько, дает возможность проявить большую дей-ственную роль учащихся в учебном процессе. И такой самостоятельности надо учить воспи-танников на протяжении всего процесса школьного образования. Об этом как раз и написано во втором раз-деле «Организация и проведение ученических социологических исследований в процессе обучения обществознанию». Автор предста-вил методику поэтапного формирования у учащихся исследовательского подхода к изу-чению социальных проблем, которая включает три этапа: подготовительный, тренировочный и итоговый. За основу берутся шесть социаль-ных тем из курса «Обществознание», и после беседы с учителем выбираются наиболее ин-тересные. Например, тема «Правовое госу-дарство» вызвала дискуссию по вопросам за-щиты прав детей и выполнения ими обязанно-стей. Л. А. Тысько более подробно остановилась на структуре и методике проведения учебного занятия с использованием результатов УСИ в виде четырех элементов, при этом данная структура может дополняться и другими эле-ментами . Акцентируя внимание читателей на рас-крытии воспитательной функции УСИ, автор обращает внимание, что ценностная состав-ляющая образования приобретает сегодня огромное значение. Это подтверждают ре-зультаты социологического анкетирования учащихся, прошедших этапы УСИ. По словам автора пособия, методика опре-деления степени сформированности у учащих-ся исследовательского подхода к изучению со-циальных проблем и умения проводить УСИ включает три критерия, экспериментально апробированных в школах г. Санкт-Петербурга . Результаты показали, что уме-ние сформулировать главную проблему было в два раза более эффективным у учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными , а в целом методика УСИ подтвердила свою состоятельность и целесо-образность. Использование личного социального опыта учащихся в процессе обучения, как отмечает Л. А. Тысько, будет более эффективным, если, с одной стороны, данный элемент будет вво-диться постепенно, а с другой стороны, будет обеспечиваться методическими материалами с подробными алгоритмами выполнения иссле-дований . Заметная роль отведена автором подбору методических материалов для организации и проведения социологических исследований в педагогической практике, что составило со-держание третьего раздела. Использование личного социального опыта демонстрируют 14 исследовательских работ учащихся 10–11-х классов образовательных учреждений г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл, студен-тов МГПИ им. Н. К. Крупской и МарГУ. Каждая тема раскрыта в виде структуры: ак-туальность, опросный лист, анализ результатов исследования, обсуждение, вывод, список ис-пользованной литературы, дополнительный ма-териал. Почти во всех УСИ сохранена авторская интерпретация многочисленных социальных проблем конца XX в. – начала XXI в., чтобы в дальнейшем будущие молодые исследователи посмотрели на эти проблемы и их понимание в историческом аспекте. Актуализация личного опыта вызвала появление следующих тем: «Та-туировки − самовыражение или вольнодум-ство?»; «Добровольчество (волонтерство) как средство формирования социально активной личности»; «Политические предпочтения школьников: активность или безразличие?»; «Гендерные идеалы и ценностные ориентации современной молодежи»; «Взгляд на мир: оп-тимизм или пессимизм?»; «Подростковые суи-циды: как спасти ребенка от необдуманного шага»; «Компьютерные игры: вред или поль-за?»; «Музыкальные предпочтения школьни-ков: протест или мейнстрим?». Отдельного внимания заслуживает тема памяти молодого поколения о Великой Отече-ственной войне. Например, что исправит под-ростков, которые глумятся над памятью о войне (в Татарстане, в городе Заинске четверо подростков сожгли памятник Воину-освободителю, который установили к 75-летию Победы Великой Отечественной войны вместо старого монумента. Камеры видеона-блюдения зафиксировали, как три девочки и мальчик подносили еловые ветки к Вечному огню. А после подпалили нахо-дившийся рядом венок. Огонь в итоге уничто-жил скульптурную композицию). Это далеко не первый подобный случай. Недавно под-ростки сушили обувь у мемориала в Элисте. Можно сколько угодно спрашивать, почему они оскверняют то, что для многих поколений – свято. Распинать их на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, или ставить на профилактический учет? Возможно и то и дру-гое, но самое главное – необходимо с подростками разговаривать, объяснять, убеждать и воспи-тывать, поднимать эти проблемы и в семье, и в школе, особенно на уроках гуманитарного цикла, обсуждать, анализировать, делать вы-воды. Инструментом для грамотного обсуж-дения проблемы может явиться предлагаемый механизм ученического социологического ис-следования. Далее представлен конспект и технологиче-ская карта урока обществознания с использо-ванием материалов УСИ на тему «Мораль и нравственность: подростковая жестокость и меры ее профилактики». Выбор данной темы неслучаен: агрессивное поведение молодежи становится стра¬данием не только родителей и самих подростков, но и может привести к тра-гедиям (г. Казань, г. Пермь). Автор уместно ис-пользует обращение к статьям Уголовного ко-декса Российской Федерации – как санкции за различные виды агрессивных проявлений под-ростков в обществе. Системность методики УСИ подчеркивает включение в учебное пособие примера кон-спекта родительского собрания на тему «Под-ростковая беременность: меры ее профилак-тики». Отметим, что данное мероприятие, с интересными статистическими и дополни-тельными материалами, было разработано студентами историко-филологического фа-культета МарГУ. Учитывая многообразие терминов при изу-чении обществознания вполне логичным явля-ется включение словаря социологических по-нятий, который наряду с основным текстом учебно-методического пособия познакомит обучающихся с основными понятиями социо-логической науки и терминами, входящими в текст УСИ (например, боди-пирсинг, мейнст-рим, гражданский брак, мораторий и другое). Заключительный материал учебного посо-бия − список использованной литературы для проведения УСИ − достаточно разнообразен, будет интересен для студентов и специалистов, работающих в образовательных учреждениях. Важно отметить, что для всей книги харак-терна четкость и структурированность изло-жения материала: любой читатель сможет легко ориентироваться в необходимой информации. Хотелось бы пожелать автору и тем, кто бу-дет использовать эту методику в своей дея-тельности, расширить проблематику УСИ как по правовым вопросам (например, права де-тей), так и по исторической памяти. Авторская методика Л. А. Тысько имеет перспективы в плане использования социологического ин-струментария на уроках обществознания, пра-ва и других предметов гуманитарного цикла. Со временем результаты опросов могут стать одним из видов исторических источников, опи-сывающих представления людей о мире и об-ществе. Можно не сомневаться, что пособие станет востребованным у широкого круга спе-циалистов, преподающих цикл социально-гуманитарных дисциплин в школе и вузе, а также в ходе педагогической практики студен-тов.