ВЕСТНИК 2 (42) 2025
- Название:
- ВЕСТНИК 2 (42) 2025
- Номер:
- 2
- Год:
- 2025
- Дата публикации на сайте:
- 2025-09-01 13:59:42
- Полный журнал в PDF:
-
Содержание всего 10
Позднеантичная Эдесса: особенности топографии и социально-политической структуры (по материалам работы Дж. Сегала)
УДК: 94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Валерьевна Абдулманова ; Полина Сергеевна Таранова ;
В данной статье речь идет об уникальном городе Эдессе, оставившем след в истории сразу нескольких государств (Месопотамии, Римской империи, Византии, Сирии и Турции). Играя важную роль в политической и экономической истории Римской империи и государства Селевкидов, Эдесса стала и крупным культурно-религиозным центром. Здесь сформировалась одна из крупнейших богословских школ, представляющая исключительную значимость для всего христианского мира. Целью данной статьи является выявление ключевых особенностей топографии и социально-политической структуры Эдессы в позднеантичный период. Теоретической базой исследования служит работа Дж. Сегала «Эдесса – благословенный город», представляющая собой исчерпывающий и достоверный источник по истории и топографии данного города, также принимаются во внимание положения Эдесской хроники, дошедшей до наших дней в сокращенном варианте. Работа строится на нескольких ключевых методах: сравнительно-сопоставительном, методе научного анализа и экспликации. Сравнительно-сопоставительный метод и метод научного анализа применялись с целью формирования наиболее полного представления о специфике географического положения и социальной структуры Эдессы. Метод экспликации, в свою очередь, необходим для объяснения специфических понятий и явлений, описанных в источниках, характеризующих социально-политические процессы, характерные для позднеантичной Эдессы. Статья выделяет следующие топографические особенности Эдессы: преобладание холмистого рельефа, характерного для плоскогорья, богатый водный бассейн и наличие нескольких культурно и исторически значимых возвышенностей. Специфика структуры общества проявляется в выраженной иерархичности слоев населения и четком распределении обязанностей, отражающем строгий вертикальный характер отношений между людьми, занимающими разное положение в обществе. Особенности топографии и социально-политической структуры Эдессы выделили ее среди остальных городов данного региона и позволили ей стать центром притяжения огромного количества людей, как из Европы, так и из других областей Азии.
Просвещение в Турецкой Республике: политическое и культурное наследие Османской империи
УДК: 94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Евгеньевич Белянцев ; Дмитрий Дмитриевич Ионов ;
В статье исследуется преемственность османского наследия в Турции, акцентируется внимание на реформаторском движении Танзимат и его влиянии на развитие политико-правовой системы, системы образования и культуры страны в период с 1923 по 1938 год. Целью исследования стало выявление степени влияния реформаторского движения, сопровождавшегося модернизацией и вестернизацией, на формирование новых национальных институтов и культурных практик в условиях становления Турецкой Республики. Особое внимание было уделено анализу взаимосвязи между историческими традициями, реформистскими инициативами и их воздействием на общество. Результаты проведенного анализа показывают, как реформы, инициированные в XIX веке, заложили основы для формирования турецкого государства и его национальной идентичности. Кроме того, в статье рассматривается влияние европейских идей просвещения на турецкое общество и культуру. Авторы отмечают, что, несмотря на разрыв с османским наследием, многие ценности и практики продолжили существовать в рамках новой республики, что свидетельствует о глубокой преемственности исторических процессов.
Подготовка управленческих кадров в автономиях Среднего Поволжья в 1920-е гг.: обзор современной историографии
УДК: 93:[35.08:331.361(470.40/.43)"192"]
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Артемий Владимирович Желобанов ;
Подготовка управленческих кадров остается актуальной для развития российской государственности, о чем свидетельствует, в частности, деятельность Президентской Академии при Президенте РФ. Данное учебное заведение занимается обучением будущих руководящих специалистов, одновременно внедряя новые образовательные стандарты. Чтобы избежать ошибок при реализации нововведений, следует обратиться к историческому опыту подготовки управленцев в 1920-е гг. на примере национально-территориальных автономий Среднего Поволжья. В статье анализируются научные труды по истории партийной учебы следующих автономных образований: Чувашской, Татарской, Мордовской, Удмуртской и Марийской. По Чувашии статьи и монографии посвящены в первую очередь ее государственной истории, коренизации аппарата и состоянию кадрового вопроса. Слабо представлены данные о совпартшколах и партийной учебе в автономии. Исследуемая тема стала разрабатываться фактически с 2025 года. Научная литература по истории подготовки руководящих кадров Татарстана связана главным образом с Татарским коммунистическим университетом. Остальные партийные учебные заведения республики, такие как Чистопольская и Мензелинская СПШ, были обойдены вниманием ученых. По Удмуртии сведения о политической учебе сосредоточены в основном в монографиях по истории государственного становления региона, его интеллигенции и кадрового потенциала. Крупицы информации содержат статьи по Мордовии и Марий Эл. В ходе историографического обзора были выявлены публикации, посвященные высшим партийным учебным заведениям, либо использующие материалы нескольких автономий. Самыми обстоятельными из первой подгруппы следует считать публикации по истории Зиновьевского университета, Коммунистического университета трудящихся Востока и Института красной профессуры. Данные научные работы основаны на новых архивных источниках. Наиболее значимой работой второй подгруппы является диссертация И. М. Корниловой о подготовке кадров в национальных регионах Поволжья. Полезными для темы исследования можно определить историографические обзоры Ф. Н. Хариной и Е. Ю. Щербиной. Результатом данного обзора стало выявление основных пробелов по исследуемой теме, которая в настоящее время является слабо изученной. Для научных трудов изучаемых автономий характерна отрывочность сведений. Скромно представлены работы, которые напрямую посвящены истории управленческих кадров.
«Мариведение» в марийском отделении Восточного педагогического института
УДК: 378.4
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Владимировна Козлова ;
Марийское отделение Восточного педагогического института (ВПИ) до открытия педагогического института в Йошкар-Оле играло большую роль в подготовке национальных педагогических кадров. Дополнительной задачей стала подготовка специалистов, которые будут заниматься изучением языка, культуры и истории мари для дальнейшего развития региона. Целью исследования является выявление роли марийского отделения ВПИ в формировании «мариведения» как комплекса наук, изучающих марийский народ. Исследование опирается на материалы фонда Р1487 «Казанский педагогический институт» и фонда Р3682 «Министерство образования и науки Республики Татарстан» Государственного архива Республики Татарстан. Методы исследования – историографический анализ проблемы, идеографический, фактологический и проблемно-хронологический методы. В статье анализируются основные проблемы, которые стояли перед марийским отделением: недостаток финансирования, студентов, учебных материалов. Выявлены достижения, к которым относится тесное взаимодействие между профессорско-преподавательским составом и студентами, постепенное формирование научной школы. Определен вклад известных ученых, которые стояли у истоков просветительской деятельности народов Поволжья. Марийское отделение ВПИ сыграло значительную роль в формировании «мариведения», заложив основы всестороннего изучения марийского народа. Хотя, с точки зрения советской власти, развитие национальной культуры, языка и системы национального образования было обусловлено потребностями народного хозяйства и социалистического строительства, нельзя не отметить положительную установку, которая лежала в основе этой деятельности. Комплексное изучение мари, которое велось в марийском отделении ВПИ, вполне позволяет говорить о том, что «мариведение», являясь конструктом определенного исторического периода, состоялось и получило дальнейшее развитие.
Исторические традиции формирования и деятельности органов местного самоуправления в России: научно-теоретические концепции
УДК: 352
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валентин Викторович Кудрявцев ;
В условиях современных вызовов, которые стоят перед российской государственностью, возрастает потребность обращения к ее историческому опыту. Касается это и традиций местного самоуправления, реформа которого продолжается в современной России. Комплексное и всестороннее исследование отечественного опыта местного самоуправления, обращение к наиболее значимым его элементам играет важную роль для понимания традиций этого института в России и возможности их применения на современном этапе. В работе рассматриваются материалы отечественных исследователей в сфере конституционного и муниципального права, ученых-историков государства и права, нормативные акты. Используются как общенаучные, так и специальные правовые, научные юридические методы исследования. В качестве общенаучных применяются исторический, социологический, сравнительный методы. Специальные методы представлены методом сравнительного права и толкования права. Исследование затрагивает различные исторические периоды формирования институтов местного самоуправления. Уделяется внимание его отечественным традициям, закономерностям и месту в общей системе ценностей. На основе комплексного исследования сделан вывод о наличии в стране исторически сложившихся особенностей местного самоуправления и положительного опыта его развития, который может быть полезен для повышения эффективности всей системы органов публичной власти, включая органы местного самоуправления.
Роль государственных праздников в жизни населения Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Марийская правда»)
УДК: 94(47).084.8(470.343)-053.6
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Сергеевна Ладина ;
Великая Отечественная война стала катастрофическим испытанием для людей, и на фоне этого праздники приобрели особое значение. Они становились символами единства и коллективного духа, который был необходим для преодоления трудностей военного времени. Эти мероприятия приближали людей к общему делу, мотивируя на трудовые подвиги. Объединяющие мероприятия, такие как митинги, демонстрации, собрания служили ареной для публичного проявления патриотизма, а также давали возможность людям выразить свои чувства и поддержку фронту. Эта атмосфера праздника насыщала повседневную жизнь людей. Газеты стали площадками для распространения официальной пропаганды. Их материалы формировали общественное мнение, подчеркивая, насколько важными были государственные праздники. Каждая статья, опубликованная в газете «Марийская правда», имела своей целью не только информировать, но и вдохновлять, придавать уверенность в непобедимости советского народа. Публикации о культурных событиях, праздниках и собраниях способствовали формированию чувства сопричастности к великому делу, укрепляя веру в окончательную победу. Война требовала не только материальных ресурсов, но и моральной поддержки, и праздники стали той самой опорой, на которой держалась надежда миллионов людей. Целью работы является рассмотрение роли государственных праздников в годы Великой Отечественной войны в Марийской АССР на основе публикаций в газете «Марийская правда» военного периода. Основой для написания работы стала газета «Марийская правда» с июня 1941 по июнь 1945 года. В статье использовались общенаучные методы (анализ, сравнение, описание) и специально-исторические (историко-сравнительный, историко-генетический). Праздники в период Великой Отечественной войны оказывали значительное влияние на общество. Они стали весомой частью не только культурной, но и социальной жизни страны, поддерживая дух и жизнестойкость народа в самых тяжелых испытаниях.
Топографические маркеры загробного мира древних римлян эпохи империи (по данным римских авторов)
УДК: 93/94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Сергеевна Обидина ;
География римского Аида определяется исследователями исключительно как продукт греческого происхождения. Римские источники интерпретировались исключительно в созвучии с их предполагаемыми греческими моделями, в результате чего природные или архитектурные элементы Аида, упоминаемые в латинских источниках, не получили должного внимания исследователей. Цель: на основе анализа письменных источников периода ранней империи выявить черты собственно римской традиции в описании топографических особенностей Аида. Эмпирическая база исследования – тексты латинских авторов, написанные между второй половиной I в. до н. э. и концом II в. н. э., которые подчеркивают особенности римских взглядов на топографические особенности загробного мира и элементы преемственности греческой традиции. В качестве методов используется метод исторической реконструкции, а также герменевтический и сравнительный анализ античной письменной традиции. Реконструкция топографии царства Аида свидетельствует, что собственно римскую традицию необходимо искать в описании Оркуса, представляющего собой мост между мирами живых и мертвых, и в основном характеризуется по своей природе как зона перехода. Установка на заимствование представлений о загробном мире у греков не позволяла исследователям признать Оркус как надлежащую и автономную область Подземного мира, принимая его как незначительную особенность Аида в римской традиции. Однако Оркус воспринимался и изображался как самостоятельная область, обозначенная четкими границами; само его название относится к хтоническому божеству и используется исключительно для обозначения преддверия Аида и никогда не связывается с другими областями в Подземном мире. Эсхатологические ценности римского общества зависели от топографического устройства загробного мира. Реконструкция топографии загробного мира позволяет показать важность оригинального римского вклада в топографическое устройство Аида, нивелируя предполагаемое прямое происхождение этого образа из греческой традиции.
Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в первые послевоенные годы
УДК: 378.6(470.343)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Григорьевич Ошаев ;
В данной статье рассматриваются сложные первые послевоенные годы в работе Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. Несмотря на трудности институт продолжал подготовку кадров в новых условиях. В это время коллектив преподавателей и студентов пополнился фронтовиками Великой Отечественной войны, которые оказали авторитетное влияние на формирование педагогических кадров в институте. Рассматриваемый период получил слабое отражение в отечественной историографии, поэтому в работе предпринята попытка пополнить новыми страницами историю института. Цель: изучение работы института в послевоенный период по улучшению учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности института, определение вклада руководителей и преподавателей института в подготовку педагогических кадров, выявление успехов и достижений в указанных областях. При подготовке статьи в качестве источниковой базы использованы данные личных фондов, хранящиеся в архиве Марийского государственного университета, а также отчеты о деятельности института за рассматриваемый период, находящиеся в Государственном архиве Республики Марий Эл. В работе представлены опубликованные материалы и научная литература по истории института. Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. В послевоенные годы в непростых и трудных условиях институт продолжал выполнять свою главную миссию – подготовку учителей. В должности директоров института были опытные руководители Ф. А. Фургин, Н. И. Шердаков, А. Ф. Ярыгин, которые, вместе с педагогическим коллективом, внесли большой вклад в поступательное развитие вуза. Многие руководители института и преподаватели в послевоенные годы были фронтовиками. Закаленные в боях за Родину бывшие фронтовики внесли новую струю в учебно-воспитательной процесс. Рост научной квалификации преподавательских кадров способствовал повышению качества подготовки будущих учителей, улучшению учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы.
Деятельность высших и средних учебных заведений Ульяновской области в 1947‒1952 гг. (по материа-лам Государственного архива новейшей истории Ульяновской области)
УДК: 093/94.37(470)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Артем Владимирович Филатов ;
В послевоенный восстановительный период народного хозяйства и развитие новых отраслей экономики все больше требовало квалифицированных рабочих и специалистов, поэтому не менее важное значение придавалось системе народного образования. Для разрешения возникших проблем и вопросов, партийно-государственными органами был сделан акцент на технические и научные специальности, а также на педагогические кадры, в связи с тем изучение исторического опыта приобретает особую актуальность в современных условиях. В статье анализируется текущая приемно-вступительная компания, качество выпускников школ, и результаты вступительных экзаменов в вузы, качество выпускаемых квалифицированных специалистов, а также востребованных специальностях и количестве выпускаемых по ним специалистов. Кроме того, предпринята попытка создания ретроспективной картины по материалам содержащих информации о сфере народного образования за 1947–1952 учебный год: о работе образовательных учреждений, школ, училищ, вузов, специальных средних учебных заведений, о работе с педагогическими кадрами, и об укомплектованности педагогическими кадрами учреждений народного образования. В методологическую базу статьи был положен комплекс общенаучных, специально-исторических принципов и методов научного исследования. Применение описательно-повествовательного, проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, историко-системного методов и статистического анализа дало нам возможность глубже изучить особенности подготовки педагогических кадров в послевоенное десятилетие. Основным источником статьи является архивные документы из Государственного архива новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО). Ф. 8. Оп. 10. Д. 316, 319. Оп. 8. Д. 403, 402) и незначительное количество из Государственного архива Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р-2326. Оп. 2. Д. 308, 344), которые впервые вводятся в научный оборот.
УЧЕНЫЙ, ИССЛЕДОВАВШИЙ НЕСМЕТНОЕ БОГАТСТВО И ВЕЛИЧИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА И. Г. ИВАНОВА)
УДК: 378.4(470.343):81-11
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Виталий Тимраевич Михайлов ;
15 мая 2025 года исполнилось 90 лет со дня рождения доктора филологических наук (1975), профессора (1981), действительного члена Академии Гуманитарных Наук (академик, 1994), заслуженного работника высшей школы Российской Федерации (2002), заслуженного деятеля науки Марийской АССР (1979), зарубежного члена Финно-угорского общества (1983, Финляндия), кавалера ордена Креста Марьямаа четвертой степени Эстонской Республики (2006) Иванова Ивана Григорьевича.