ВЕСТНИК 2(14) 2018
- Название:
- ВЕСТНИК 2(14) 2018
- Номер:
- 2
- Год:
- 2018
- Дата публикации на сайте:
- 2018-09-04 10:19:54
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 12
ПО ДЕВИЗУ ВАВИЛОВА
УДК: 94(470):631.5
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Аркадьевич Бушков ;
23 сентября 2018 г. исполняется 130 лет В. П. Мо-
солову, видному российскому ученому в области
растениеводства и земледелия, организатору оте-
чественной сельскохозяйственной науки, первому
академику из мари. Вхождение в большую науку
и научная деятельность В. П. Мосолова оказались
связанными с именем Н. И. Вавилова, гениального
ученого-биолога, основоположника современного
учения о биологических основах селекции и учения
о центрах происхождения культурных растений,
первого президента Всесоюзной академии сельско-
хозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ).
Эта крупнейшая научная организация в мире по
сельскому, лесному, водному хозяйству и пищевой
промышленности ВАСХНИЛ была создана по по-
становлению Совета народных комиссаров СССР
25 июня 1929 года. Благодаря неуемной энергии
и инициативе Н. И. Вавилова как президента
ВАСХНИЛ за кратчайшее время по всей стране
были созданы крупные научно-исследовательские
институты, сеть сельскохозяйственных опытных
станций и опорных пунктов. Второе дыхание
получила организованная в 1920 г. Казанская сель-
скохозяйственная опытная станция, с которой
на началах связи науки и практики строил свои
отношения заведующий кафедрой общего земле-
делия Казанского института сельского и лесного
хозяйства профессор В. П. Мосолов. При его ак-
тивном участии здесь развернулась большая научно-исследовательская работа по агротехнике
и возделыванию целого ряда сельскохозяйственных
культур, приведшая вузовского ученого к признанию
в научном сообществе: утверждению доктором сель-
скохозяйственных наук, избранию в 1935 г. дейст-
вительным членом, академиком, а еще через четыре
года – назначение вице-президентом ВАСХНИЛ.
Статья посвящена научной и общественной дея-
тельности академика ВАСХНИЛ В. П. Мосолова,
особое внимание в ней уделено его научному
сотрудничеству и взаимоотношениям с Н. И. Вави-
ловым, акадмиком Академии наук СССР,
инициатором и организатором ВАСХНИЛ.
ТЕМА ДЕТСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ 1920–1930-Х ГОДОВ
УДК: 7.036.1
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльвира Мазитовна Колчева ;
В статье показано, как через тему детства в марий-
ском изобразительном искусстве раннего советского
периода представлена смена этно- и социокультур-
ной парадигмы жизни народа мари в 1920–1930-х
годах. В произведениях этнографического реализ-
ма 1920-х годов подробно изображен мир марий-
ской традиционной культуры в ее повседневной
жизнедеятельности, дети показаны как органичная
часть этого мира. Они с 6–8-летнего возраста при-
общаются к хозяйственной деятельности, обретают
гендерную идентичность. Подчеркнута значимость
женских занятий, связанных с обработкой льна
и вышиванием. Примечательно то, что в исследуе-
мых художественных произведениях даны не толь-
ко этнографические подробности, но и созданы
характеры и психологические ситуации, которые
позволяют прочувствовать мир ребенка как тако-
вой, вне зависимости от внешних культурных об-
стоятельств. В произведениях социалистического
реализма 1930-х тема детства представлена более
формально, в тесной связи с идеологическими зада-
чами советского строительства. Дети, как правило,
показываются как члены пионерских организаций,
подчеркивается значение культурной революции,
борьба с неграмотностью, гендерным неравнопра-
вием. В живописи и графике дети теперь мыслятся
как будущее нового общества, его строители.
Рассмотренные в статье произведения изобрази-
тельного искусства из фондов Национального музея
Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеевича
Евсеева принадлежат кисти первых художников
марийского края Елизаветы Дмитриевны Атлаш-
киной (1879–1965), Павла Тимофеевича Горбун-
цова (1894–1971), а также казанских художников
Павла Александровича Радимова (1887–1967),
Василия Кирилловича Тимофеева (1891–1968).
МАТЕРИАЛЫ К «ЗАПИСКАМ» М. С. САБИНИНОЙ: МУЗЫКА И ВРЕМЯ
УДК: 930.2+785
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Сергеевна Лабазова ;
Данная статья посвящена представлению новых
материалов, связанных с жизнью Марфы Степанов-
ны Сабининой (1831–1892) – значительной фигуры
для истории России. Марфа Степановна обладала
многими талантами, и большую часть своей жизни
посвятила на благо империи: от придворной служ-
бы в качестве учителя музыки детей императора
Александра II до организации российского Общест-
ва Красного Креста и активной деятельности
на фронте. Основным источником биографии Саби-
ниной являются оставленные ею самой «Записки»,
созданные в конце 80-х годов XIX века в Крыму
и опубликованные в нескольких номерах журнала
«Русский архив». В 2017 году в санкт-петербург-
ской библиотеке им. В. В. Маяковского, в редком
фонде нот и книг были обнаружены два издания
из считающегося утраченным семейного архива
Сабининых. Первый сборник содержит фортепиа-
нные и камерные произведения Клары Шуман; вто-
рой – четыре тетради вокальных сочинений самой
Марфы Степановны. На титульных листах находятся
маргиналии владельцев: Клары Шуман, Марфы
Сабининой и Сергея Бугославского. Ремарками, ука-
зывающими на принадлежность нот Марфе Степа-
новне, являются дарственная надпись и печать
«M. Sabinin». Расположенные на титульных листах
изданий даты соотносятся с событиями жизни Саби-
ниной, и на этом основании обнаруженные сборники
представляются непосредственными «участниками»,
которые позволяют дополнить эпизоды «Записок».
В статье определяется значимость обнаруженных
изданий для исследователей – как с точки зрения
музыковедения, так и в русле изучения деятельно-
сти и творчества Марфы Степановны Сабининой.
АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА «РЕГИОН»: ПОЛИТИКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АГРАДАЦИЯ
УДК: 323(44)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Маргарита Леонидовна Лебедева ;
Цель написания статьи – теоретическое осмысле-
ние понятия «регион» через трансформацию его
содержания, имеющую место в процессе истори-
ческой и политической эволюции. Теория − это до-
стоверное знание, которое позволяет обобщить, сис-
тематизированно отразить сущностное содержание
предмета познания, выражающего его в понятийно-
логической форме. В качестве объекта исследова-
ния выступают территории государственных обра-
зований, называемые термином «регион». Вопросы
статуса субнациональных единиц (регионов), рамки
компетенций подобных территориальных образо-
ваний продолжают оставаться актуальными и вос-
требованными вызовами политических изменений.
Анализ российских и зарубежных источников поз-
воляет автору сделать вывод об амбивалентности
понимания данного понятия, сложности четкой
трактовки его содержания. Системно-структурный
метод, рассматривающий политические отношения
как целостную систему взаимосвязей явлений и со-
бытий политического процесса, позволяет опреде-
лить основное сущностное содержание указанного
объекта исследования. Отечественная политология
расширяет значение пространственного аспекта по-
нятия «регион». Регион выступает в качестве объекта
(уровня) политического анализа. Это важный фокус
политической идентификации. На основе историко-
культурного, социологического, государственно-пра-
вового и экономико-географического подходов автор
приходит к выводу: являясь подсистемой структуры
государства, регионы представляют собой прост-
ранственно и исторически организованное сооб-
щество, сторону вертикали власти, составляющую
часть государства, выделенную по определенным
признакам. Особое внимание автор уделяет крите-
риям выделения основных характеристик указан-
ного термина. Кроме того, предпринята попытка
систематизации имеющихся на сегодняшний день
исследований относительно вынесенной на рас-
смотрение темы. Комплексное изучение дискуссий относительно ряда дефиниций политического лек-
сикона позволило автору наполнить понятие «реги-
он» новым сущностным содержанием.
У ИСТОКОВ ПОЗНАНИЯ: МИФ В КОГНИТИВНОЙ ПАМЯТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
УДК: 94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Сергеевна Обидина;
В статье рассматривается мифологическое мыш-
ление в качестве отправной точки развития когни-
тивного потенциала европейской цивилизации.
В качестве эмпирической базы исследования вы-
ступает древнегреческое мифологическое созна-
ние, отличающееся амбивалентностью и равным
вниманием как к рациональным, так и иррацио-
нальным сторонам познания, так как древнегрече-
ская культура признавала оба измерения сознания
и высоко ценила баланс между страстью и разу-
мом. Отмечается, что мифологическое сознание
концептуализируется в форме повествования,
что позволяет включать в когнитивные практики
не только представления о прошлом и настоящем,
но и о будущем. Доказывается, что миф и повест-
вование представляют собой способ понять мир
и являются ранней стадией нашей когнитивной
эволюции. Помимо того, что мифы дали цель древ-
нему человечеству, они дали ему свое первое
словесно сформулированное осознание будущего.
Показано, что мифы легли не только в основу тра-
диционных религий, но и заложили основы меха-
нистического, рационального понимания действи-
тельности в западных когнитивных практиках.
Сделан вывод о том, что появление абстрактной
греческой философии ясно олицетворяет новый
образ мышления и способ сознания, которые
появились в западной цивилизации.
Ф. Ф. ПАВЛЕНКОВ И РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ
УДК: 37(09)(470.342)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Владимир Борисович Помелов;
В статье раскрывается издательская, просвети-
тельская и методическая деятельность выдающе-
гося издателя, просветителя и педагога-методиста
XIX в. Ф. Ф. Павленкова. Во введении статьи про-
водится мысль о том, что в последние десятилетия
метод примера во многом потерял свою значи-
мость в свете известных общественно-политических
событий начала 1990-х годов. Между тем, в каждом
регионе есть свои замечательные земляки. Автор
считает, что воспитание на примере жизни выдаю-
щихся земляков вполне может стать важным воспи-
тательным средством подрастающего поколения.
Актуальность статье придает то обстоятельство,
что в настоящее время возрастает интерес моло-
дежи к историческому прошлому своей страны.
В статье использованы региональный, аксиологи-
ческий и историко-биографический методологиче-
ские подходы, и следующие исследовательские
методы: описательный, сравнительно-историчес-
кий, ретроспективного анализа. Содержательную
основу статьи составляет фактологический мате-
риал, раскрывающий издательскую, просветитель-
скую и методическую деятельность выдающегося
издателя, просветителя и педагога-методиста XIX в.
Ф. Ф. Павленкова, охарактеризованы основные
направления его деятельности и деловые связи
с прогрессивными мыслителями России. Основное
внимание уделено периоду его пребывания в ссылке
в губернском городе Вятке и уездном городе
Вятской губернии Яранске. Отмечена роль
Ф. Ф. Павленкова в издании серии сборников «Вят-
ская Незабудка» и выпуске ряда других полезных
книг. Ф. Ф. Павленков – основатель серии книг
«Жизнь замечательных людей». Характеризуются
основные методические работы Ф. Ф. Павленкова,
его вклад в развитие библиотечной сети в сельской
местности в российской глубинке. В заключении
показано, как его идеи развиваются в наши дни
через открытие новых библиотек и создание
«содружества павленковских библиотек» (на при-
мере Кировской области).
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА О РАБСТВЕ НАКАНУНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
УДК: 930.1:970
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Андрей Валерьевич Тайгильдин;
Рабство в США – одна из наиболее дискуссионных
проблем в отечественной американистике. Оно ока-
зало огромное влияние на все стороны жизни в США
и стало одной из причин Гражданской войны
в 1861–1865 гг. Отголоски этой проблемы слышны
до сих пор. В отечественной американистике суще-
ствует огромное количество публикаций, посвящен-
ных этому вопросу. Проблема рабства обращала
на себя внимание еще до революции: подневольное
состояние чернокожего населения США сравни-
вали с крепостническим состоянием в России.
В советские годы на проблему рабства смотрели
через призму марксистско-ленинских позиций: борь-
ба за освобождение рассматривалась как классовая,
а Гражданская война – как революция, при этом
Север рассматривался в качестве революционной
силы, а Юг – контрреволюционной. В современной
российской историографии стали больше обращать
внимание на экономическое, политическое и соци-
альное устройство Юга; изучается ментальность,
быт, повседневная жизнь рабов и свободных
негров. Проблема рабства уже не рассматривается
как единственная причина Гражданской войны.
Однако если экономическая выгода плантационно-
го рабства для Юга изучена и не вызывает
у большинства историков сомнений, то вопрос
о степени его влияния на политические изменения
в США остается открытым. Нет в российской ис-
ториографии и обобщающего труда о проблеме
рабства как причины Гражданской войны. В статье
сделан упор на советскую и современную россий-
скую историографию. Предпринята попытка просле-
дить эволюцию взглядов отечественных историков
на роль рабства в США, степень его влияния
на Гражданскую войну и на противостояние Севера
и Юга. Историография в статье дана в хронологи-
ческом порядке.
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ В ЦЕЛЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС (НА ПРИМЕРЕ ПРОФСОЮЗОВ)
УДК: 340.1
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ксения Андреевна Ласточкина;
В статье исследуются возможности обществен-
ных организаций (на примере профессиональных
союзов) в области их участия в процессе создания
норм права. Участие общественных организаций
в процессе создания законов и подзаконных норма-
тивных правовых актов направлено на эффектив-
ное представительство и защиту прав и интересов
граждан, в том числе и путем гармонизации
и унификации законодательства. Для Республики
Беларусь на современном этапе одним из акту-
альных таких направлений совершенствования
нормативно-правового массива является гармо-
низация и унификация законодательства стран-
участниц Евразийского экономического союза.
Для современного человека особой значимостью
обладает сфера труда, позволяющая ему не только
материально обеспечивать себя, но и развиваться
и реализовываться как личности. С учетом этого
автор рассматривает участие таких обществен-
ных организаций, как профсоюзы, в процессе со-
здания законов и подзаконных нормативных пра-
вовых актов, регулирующих трудовые и связанные
с ними социально-экономические права и закон-
ные интересы человека, в целях гармонизации и унификации трудового законодательства стран-
членов ЕАЭС. В статье проводится сравнительный
анализ прав профессиональных союзов Респуб-
лики Армения, Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики и Российской
Федерации на участие в создании двух видов ис-
точников права (в формальном смысле): норматив-
ных договоров и нормативных правовых актов
в сфере трудовых и связанных с ними социально-
экономических прав и законных интересов чело-
века. Автором указываются перспективные направ-
ления совершенствования участия профсоюзов
в создании таких видов источников права, как
нормативные договоры и нормативные правовые
акты. Обосновывается, что совершенствование
участия профсоюзов в создании источников права
является одним из факторов гармонизации социаль-
но-трудового законодательства Республики Арме-
ния, Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Кыргызской Республики и Российской Федерации,
что особенно необходимо на современном этапе
в условиях интеграции для наиболее эффективной
защиты трудовых и связанных с ними социально-
экономических прав и законных интересов человека.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ «КŸСОТО» (СВЯЩЕННЫХ РОЩ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
УДК: 351.853.2
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Геннадьевна Сухова;
В статье рассматриваются вопросы нормативно-
правового регулирования и основные проблемы
в области сохранения священных рощ, располо-
женных на территории Республики Марий Эл.
Священные рощи являются уникальными объек-
тами культурного наследия, связанными с куль-
том языческих богов мари. На территории
Республики Марий Эл и сегодня проводятся
эти сакральные обряды. На состояние священ-
ных рощ из года в год оказывают неблагоприят-
ное влияние множество антропогенных и эколо-
гических факторов. Государственная политика,
в частности действующее законодательство пре-
доставляет механизмы регулирования, необхо-
димые для принятия мер по сохранению объектов
культурного наследия, в том числе священных
рощ. Цель работы – рассмотреть государствен-
ную политику в сфере охраны объектов культур-
ного наследия на примере памятников традици-
онной марийской религии «кÿсото» – священных
рощ, сохранившихся на территории Республики
Марий Эл. На основе опубликованных материа-
лов и архивных источников исследована дея-
тельность федеральных и региональных органов
власти и основные проблемы в сфере сохранения
священных рощ проанализированы государ-
ственная политика в сфере сохранения объектов
культурного наследия, в частности священных
рощ, проанализированы нормативно-правовые
акты, регулирующие данную сферу на террито-
рии Республики Марий Эл. В результате иссле-
дования выявлено, что не у всех священных
рощ, расположенных на территории Республики
Марий Эл, решен вопрос о статусе, не все рощи
являются объектами культурного наследия
(памятниками истории и культуры) народов Рос-
сийской Федерации. Были выявлены пробелы в действующем законодательстве в сфере сохране-
ния священных рощ на уровне муниципалитетов.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
УДК: 34.09
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Шабалина ; Глеб Юрьевич Шабалин ;
Введение. Статья охватывает период от первой
половины XIX века до революции 1917 года,
на протяжении которого правоотношения в об-
ласти образования подвергались неоднократному
реформированию. Так как нововведения имели
прямую взаимосвязь с историческими событиями,
в статье прослежено изменение характера реформ.
Цель: формирование целостного научного пред-
ставления о процессе изменения правового регу-
лирования образовательных отношений в россий-
ском праве в период от первой половины XIX века
до революции 1917-го года. Материалы и мето-
ды. Исследование основано на изучении норматив-
но-правовых актов и их кодификаций в российском
дореволюционном праве, анализе существовавших
философско-правовых взглядов современников
рассматриваемой эпохи. Методами исследования
являются общенаучные и частнонаучные, в том
числе формально-логические методы (гипотеза,
анализ, синтез, дедукция, индукция). Из специаль-
ных методов применялись исторический, юридико-
технический, системный и другие методы научного
познания. Результаты исследования. В статье
выделены этапы консервативной реформы обра-
зования 1828–1835 годов: от создания специаль-
ного ведомственного органа по нормативному
обеспечению до принятия Университетского уста-
ва 1835 года. Рассмотрен предмет регулирования
нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере
образования. Выявлено ужесточение контроля
и надзора над деятельностью образовательных
организаций, в рамках которого создавались но-
вые должности. Исследованы органы управления
высшими учебными заведениями и структура уни-
верситетов, очерчена их компетенция. Описано
менявшееся разграничение полномочий между
органами управления и институтами контроля,
как и изменения в содержании образования.
Уделено внимание унификации правового регу-
лирования в области образовательных правоотношений. Указано на либерализацию правопорядка
в образовательных правоотношениях в 60-х го-
дах XIX века и обратные изменения в конце сто-
летия. Заключение. В исследовании отмечена
нестабильность сословного характера образова-
ния, гендерной составляющей и доступа к реали-
зации права на образование. Среди применяемых
приемов юридической техники обнаружено
внедрение в правовое регулирование образова-
ния ранее несвойственных диспозитивных пра-
вовых норм.
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
УДК: 34.09
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Глеб Юрьевич Шабалин; Ольга Леонидовна Шабалина;
Введение. В статье рассматривается проблема
классификации организаций, осуществляющих
воспитание и обучение, де-юре не относящиеся
к образовательной деятельности. Цель: форми-
рование целостного научного представления
о практике применения норм, регулирующих дея-
тельность образовательных организаций и воз-
никновение статуса педагогического работника.
Материалы и методы Исследование основано
на изучении образовательного и трудового законо-
дательства Российской Федерации, а также подза-
конных нормативно-правовых актов, регулирующих
статус образовательных организаций и педагоги-
ческих работников. Центральное место в статье
занимает анализ позиций высших судебных инстан-
ций. Методами исследования являются общена-
учные и частнонаучные, в том числе формально-
логические методы (гипотеза, анализ, синтез,
дедукция, индукция). Из специальных методов
применялись юридико-технический, системный
и другие методы научного познания. Результа-
ты исследования. Дана оценка возникновению
статуса педагогического работника в зависимо-
сти от места организации-работодателя в системе
образовательных организаций. Авторы анализи-
руют соответствующую судебную практику.
Заключение Отсутствие лицензии на осуществ-
ление образовательной деятельности не является
нарушением, однако препятствует получению педа-
гогическим работником такой организации трудо-
вых льгот. Наличие лицензии на осуществление
образовательной деятельности является квали-
фицирующим признаком при отнесении юриди-
ческого лица к образовательным организациям.
ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
УДК: 343.1
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Анатольевна Яковлева; Елена Владимировна Медведкова;
Уголовно-процессуальным законом установлено
применение принудительных мер медицинского
характера в отношении лица, совершившего
запрещенное уголовным законом общественно
опасное деяние в состоянии невменяемости, или
в отношении лица, у которого после совершения
преступления наступило психическое расстройст-
во, делающее невозможным назначение наказания
или его исполнение (ст. 433 УПК РФ). Возник-
новение процессуального статуса названного
лицо связано с переходом общего уголовного про-
изводства в отношении лица, подозреваемого,
обвиняемого, подсудимого в совершении преступ-
ления, в особый его порядок. Авторы полагают,
что название главы 51 УПК РФ «Производство
о применении принудительных мер медицинско-
го характера» не соответствует содержанию его
норм. Данной главой устанавливается порядок
уголовного производства не только в отношении
лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 433 УПК РФ, у кото-
рых психическое расстройство связано с опасно-
стью для них или других лиц либо возможностью
причинения им существенного вреда, что позво-
ляет применять в отношении них принудитель-
ные меры медицинского характера. В главе 51
УПК РФ упоминается лицо, совершившее запре-
щенное уголовным законом общественно опасное
деяние в состоянии невменяемости, но уголовное
производство в этом случае должно быть пре-
кращено без применения принудительных мер
медицинского характера. Лицо, совершившее
запрещенное уголовным законом общественно
опасное деяние в состоянии невменяемости, обла-
дая отдельными правами подозреваемого, обви-
няемого, подсудимого, имеет особый процессу-
альный статус, его нельзя считать субъектом
преступления, наличие у него признака невменя-
емости исключает состав преступления и влечет освобождение от уголовной ответственности.
Авторы полагают, что принудительные меры ме-
дицинского характера следует назначать и при-
менять в отношении любого лица, совершившего
запрещенное уголовным законом общественно
опасное деяние в состоянии невменяемости, для
реализации установленных ст. 98 УК РФ целей.
Авторы предлагают дополнить главу 7 УПК РФ
статьей 47.2 с наименованием «Процессуальный
статус лица, в отношении которого осуществля-
ется производство о применении принудитель-
ной меры медицинского характера».