ВЕСТНИК 2(14) 2018

Название:
ВЕСТНИК 2(14) 2018
Номер:
2
Год:
2018
Дата публикации на сайте:
2018-09-04 10:19:54
Полный журнал в PDF:
ПО ДЕВИЗУ ВАВИЛОВА
УДК: 94(470):631.5
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Аркадьевич Бушков ;
23 сентября 2018 г. исполняется 130 лет В. П. Мо- солову, видному российскому ученому в области растениеводства и земледелия, организатору оте- чественной сельскохозяйственной науки, первому академику из мари. Вхождение в большую науку и научная деятельность В. П. Мосолова оказались связанными с именем Н. И. Вавилова, гениального ученого-биолога, основоположника современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений, первого президента Всесоюзной академии сельско- хозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). Эта крупнейшая научная организация в мире по сельскому, лесному, водному хозяйству и пищевой промышленности ВАСХНИЛ была создана по по- становлению Совета народных комиссаров СССР 25 июня 1929 года. Благодаря неуемной энергии и инициативе Н. И. Вавилова как президента ВАСХНИЛ за кратчайшее время по всей стране были созданы крупные научно-исследовательские институты, сеть сельскохозяйственных опытных станций и опорных пунктов. Второе дыхание получила организованная в 1920 г. Казанская сель- скохозяйственная опытная станция, с которой на началах связи науки и практики строил свои отношения заведующий кафедрой общего земле- делия Казанского института сельского и лесного хозяйства профессор В. П. Мосолов. При его ак- тивном участии здесь развернулась большая научно-исследовательская работа по агротехнике и возделыванию целого ряда сельскохозяйственных культур, приведшая вузовского ученого к признанию в научном сообществе: утверждению доктором сель- скохозяйственных наук, избранию в 1935 г. дейст- вительным членом, академиком, а еще через четыре года – назначение вице-президентом ВАСХНИЛ. Статья посвящена научной и общественной дея- тельности академика ВАСХНИЛ В. П. Мосолова, особое внимание в ней уделено его научному сотрудничеству и взаимоотношениям с Н. И. Вави- ловым, акадмиком Академии наук СССР, инициатором и организатором ВАСХНИЛ.
ТЕМА ДЕТСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ 1920–1930-Х ГОДОВ
УДК: 7.036.1
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльвира Мазитовна Колчева ;
В статье показано, как через тему детства в марий- ском изобразительном искусстве раннего советского периода представлена смена этно- и социокультур- ной парадигмы жизни народа мари в 1920–1930-х годах. В произведениях этнографического реализ- ма 1920-х годов подробно изображен мир марий- ской традиционной культуры в ее повседневной жизнедеятельности, дети показаны как органичная часть этого мира. Они с 6–8-летнего возраста при- общаются к хозяйственной деятельности, обретают гендерную идентичность. Подчеркнута значимость женских занятий, связанных с обработкой льна и вышиванием. Примечательно то, что в исследуе- мых художественных произведениях даны не толь- ко этнографические подробности, но и созданы характеры и психологические ситуации, которые позволяют прочувствовать мир ребенка как тако- вой, вне зависимости от внешних культурных об- стоятельств. В произведениях социалистического реализма 1930-х тема детства представлена более формально, в тесной связи с идеологическими зада- чами советского строительства. Дети, как правило, показываются как члены пионерских организаций, подчеркивается значение культурной революции, борьба с неграмотностью, гендерным неравнопра- вием. В живописи и графике дети теперь мыслятся как будущее нового общества, его строители. Рассмотренные в статье произведения изобрази- тельного искусства из фондов Национального музея Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеевича Евсеева принадлежат кисти первых художников марийского края Елизаветы Дмитриевны Атлаш- киной (1879–1965), Павла Тимофеевича Горбун- цова (1894–1971), а также казанских художников Павла Александровича Радимова (1887–1967), Василия Кирилловича Тимофеева (1891–1968).
МАТЕРИАЛЫ К «ЗАПИСКАМ» М. С. САБИНИНОЙ: МУЗЫКА И ВРЕМЯ
УДК: 930.2+785
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Сергеевна Лабазова ;
Данная статья посвящена представлению новых материалов, связанных с жизнью Марфы Степанов- ны Сабининой (1831–1892) – значительной фигуры для истории России. Марфа Степановна обладала многими талантами, и большую часть своей жизни посвятила на благо империи: от придворной служ- бы в качестве учителя музыки детей императора Александра II до организации российского Общест- ва Красного Креста и активной деятельности на фронте. Основным источником биографии Саби- ниной являются оставленные ею самой «Записки», созданные в конце 80-х годов XIX века в Крыму и опубликованные в нескольких номерах журнала «Русский архив». В 2017 году в санкт-петербург- ской библиотеке им. В. В. Маяковского, в редком фонде нот и книг были обнаружены два издания из считающегося утраченным семейного архива Сабининых. Первый сборник содержит фортепиа- нные и камерные произведения Клары Шуман; вто- рой – четыре тетради вокальных сочинений самой Марфы Степановны. На титульных листах находятся маргиналии владельцев: Клары Шуман, Марфы Сабининой и Сергея Бугославского. Ремарками, ука- зывающими на принадлежность нот Марфе Степа- новне, являются дарственная надпись и печать «M. Sabinin». Расположенные на титульных листах изданий даты соотносятся с событиями жизни Саби- ниной, и на этом основании обнаруженные сборники представляются непосредственными «участниками», которые позволяют дополнить эпизоды «Записок». В статье определяется значимость обнаруженных изданий для исследователей – как с точки зрения музыковедения, так и в русле изучения деятельно- сти и творчества Марфы Степановны Сабининой.
АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА «РЕГИОН»: ПОЛИТИКО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АГРАДАЦИЯ
УДК: 323(44)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Маргарита Леонидовна Лебедева ;
Цель написания статьи – теоретическое осмысле- ние понятия «регион» через трансформацию его содержания, имеющую место в процессе истори- ческой и политической эволюции. Теория − это до- стоверное знание, которое позволяет обобщить, сис- тематизированно отразить сущностное содержание предмета познания, выражающего его в понятийно- логической форме. В качестве объекта исследова- ния выступают территории государственных обра- зований, называемые термином «регион». Вопросы статуса субнациональных единиц (регионов), рамки компетенций подобных территориальных образо- ваний продолжают оставаться актуальными и вос- требованными вызовами политических изменений. Анализ российских и зарубежных источников поз- воляет автору сделать вывод об амбивалентности понимания данного понятия, сложности четкой трактовки его содержания. Системно-структурный метод, рассматривающий политические отношения как целостную систему взаимосвязей явлений и со- бытий политического процесса, позволяет опреде- лить основное сущностное содержание указанного объекта исследования. Отечественная политология расширяет значение пространственного аспекта по- нятия «регион». Регион выступает в качестве объекта (уровня) политического анализа. Это важный фокус политической идентификации. На основе историко- культурного, социологического, государственно-пра- вового и экономико-географического подходов автор приходит к выводу: являясь подсистемой структуры государства, регионы представляют собой прост- ранственно и исторически организованное сооб- щество, сторону вертикали власти, составляющую часть государства, выделенную по определенным признакам. Особое внимание автор уделяет крите- риям выделения основных характеристик указан- ного термина. Кроме того, предпринята попытка систематизации имеющихся на сегодняшний день исследований относительно вынесенной на рас- смотрение темы. Комплексное изучение дискуссий относительно ряда дефиниций политического лек- сикона позволило автору наполнить понятие «реги- он» новым сущностным содержанием.
У ИСТОКОВ ПОЗНАНИЯ: МИФ В КОГНИТИВНОЙ ПАМЯТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
УДК: 94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Сергеевна Обидина;
В статье рассматривается мифологическое мыш- ление в качестве отправной точки развития когни- тивного потенциала европейской цивилизации. В качестве эмпирической базы исследования вы- ступает древнегреческое мифологическое созна- ние, отличающееся амбивалентностью и равным вниманием как к рациональным, так и иррацио- нальным сторонам познания, так как древнегрече- ская культура признавала оба измерения сознания и высоко ценила баланс между страстью и разу- мом. Отмечается, что мифологическое сознание концептуализируется в форме повествования, что позволяет включать в когнитивные практики не только представления о прошлом и настоящем, но и о будущем. Доказывается, что миф и повест- вование представляют собой способ понять мир и являются ранней стадией нашей когнитивной эволюции. Помимо того, что мифы дали цель древ- нему человечеству, они дали ему свое первое словесно сформулированное осознание будущего. Показано, что мифы легли не только в основу тра- диционных религий, но и заложили основы меха- нистического, рационального понимания действи- тельности в западных когнитивных практиках. Сделан вывод о том, что появление абстрактной греческой философии ясно олицетворяет новый образ мышления и способ сознания, которые появились в западной цивилизации.
Ф. Ф. ПАВЛЕНКОВ И РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ
УДК: 37(09)(470.342)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Владимир Борисович Помелов;
В статье раскрывается издательская, просвети- тельская и методическая деятельность выдающе- гося издателя, просветителя и педагога-методиста XIX в. Ф. Ф. Павленкова. Во введении статьи про- водится мысль о том, что в последние десятилетия метод примера во многом потерял свою значи- мость в свете известных общественно-политических событий начала 1990-х годов. Между тем, в каждом регионе есть свои замечательные земляки. Автор считает, что воспитание на примере жизни выдаю- щихся земляков вполне может стать важным воспи- тательным средством подрастающего поколения. Актуальность статье придает то обстоятельство, что в настоящее время возрастает интерес моло- дежи к историческому прошлому своей страны. В статье использованы региональный, аксиологи- ческий и историко-биографический методологиче- ские подходы, и следующие исследовательские методы: описательный, сравнительно-историчес- кий, ретроспективного анализа. Содержательную основу статьи составляет фактологический мате- риал, раскрывающий издательскую, просветитель- скую и методическую деятельность выдающегося издателя, просветителя и педагога-методиста XIX в. Ф. Ф. Павленкова, охарактеризованы основные направления его деятельности и деловые связи с прогрессивными мыслителями России. Основное внимание уделено периоду его пребывания в ссылке в губернском городе Вятке и уездном городе Вятской губернии Яранске. Отмечена роль Ф. Ф. Павленкова в издании серии сборников «Вят- ская Незабудка» и выпуске ряда других полезных книг. Ф. Ф. Павленков – основатель серии книг «Жизнь замечательных людей». Характеризуются основные методические работы Ф. Ф. Павленкова, его вклад в развитие библиотечной сети в сельской местности в российской глубинке. В заключении показано, как его идеи развиваются в наши дни через открытие новых библиотек и создание «содружества павленковских библиотек» (на при- мере Кировской области).
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА О РАБСТВЕ НАКАНУНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
УДК: 930.1:970
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Андрей Валерьевич Тайгильдин;
Рабство в США – одна из наиболее дискуссионных проблем в отечественной американистике. Оно ока- зало огромное влияние на все стороны жизни в США и стало одной из причин Гражданской войны в 1861–1865 гг. Отголоски этой проблемы слышны до сих пор. В отечественной американистике суще- ствует огромное количество публикаций, посвящен- ных этому вопросу. Проблема рабства обращала на себя внимание еще до революции: подневольное состояние чернокожего населения США сравни- вали с крепостническим состоянием в России. В советские годы на проблему рабства смотрели через призму марксистско-ленинских позиций: борь- ба за освобождение рассматривалась как классовая, а Гражданская война – как революция, при этом Север рассматривался в качестве революционной силы, а Юг – контрреволюционной. В современной российской историографии стали больше обращать внимание на экономическое, политическое и соци- альное устройство Юга; изучается ментальность, быт, повседневная жизнь рабов и свободных негров. Проблема рабства уже не рассматривается как единственная причина Гражданской войны. Однако если экономическая выгода плантационно- го рабства для Юга изучена и не вызывает у большинства историков сомнений, то вопрос о степени его влияния на политические изменения в США остается открытым. Нет в российской ис- ториографии и обобщающего труда о проблеме рабства как причины Гражданской войны. В статье сделан упор на советскую и современную россий- скую историографию. Предпринята попытка просле- дить эволюцию взглядов отечественных историков на роль рабства в США, степень его влияния на Гражданскую войну и на противостояние Севера и Юга. Историография в статье дана в хронологи- ческом порядке.
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ В ЦЕЛЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС (НА ПРИМЕРЕ ПРОФСОЮЗОВ)
УДК: 340.1
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ксения Андреевна Ласточкина;
В статье исследуются возможности обществен- ных организаций (на примере профессиональных союзов) в области их участия в процессе создания норм права. Участие общественных организаций в процессе создания законов и подзаконных норма- тивных правовых актов направлено на эффектив- ное представительство и защиту прав и интересов граждан, в том числе и путем гармонизации и унификации законодательства. Для Республики Беларусь на современном этапе одним из акту- альных таких направлений совершенствования нормативно-правового массива является гармо- низация и унификация законодательства стран- участниц Евразийского экономического союза. Для современного человека особой значимостью обладает сфера труда, позволяющая ему не только материально обеспечивать себя, но и развиваться и реализовываться как личности. С учетом этого автор рассматривает участие таких обществен- ных организаций, как профсоюзы, в процессе со- здания законов и подзаконных нормативных пра- вовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними социально-экономические права и закон- ные интересы человека, в целях гармонизации и унификации трудового законодательства стран- членов ЕАЭС. В статье проводится сравнительный анализ прав профессиональных союзов Респуб- лики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации на участие в создании двух видов ис- точников права (в формальном смысле): норматив- ных договоров и нормативных правовых актов в сфере трудовых и связанных с ними социально- экономических прав и законных интересов чело- века. Автором указываются перспективные направ- ления совершенствования участия профсоюзов в создании таких видов источников права, как нормативные договоры и нормативные правовые акты. Обосновывается, что совершенствование участия профсоюзов в создании источников права является одним из факторов гармонизации социаль- но-трудового законодательства Республики Арме- ния, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, что особенно необходимо на современном этапе в условиях интеграции для наиболее эффективной защиты трудовых и связанных с ними социально- экономических прав и законных интересов человека.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ МАРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ «КŸСОТО» (СВЯЩЕННЫХ РОЩ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
УДК: 351.853.2
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Геннадьевна Сухова;
В статье рассматриваются вопросы нормативно- правового регулирования и основные проблемы в области сохранения священных рощ, располо- женных на территории Республики Марий Эл. Священные рощи являются уникальными объек- тами культурного наследия, связанными с куль- том языческих богов мари. На территории Республики Марий Эл и сегодня проводятся эти сакральные обряды. На состояние священ- ных рощ из года в год оказывают неблагоприят- ное влияние множество антропогенных и эколо- гических факторов. Государственная политика, в частности действующее законодательство пре- доставляет механизмы регулирования, необхо- димые для принятия мер по сохранению объектов культурного наследия, в том числе священных рощ. Цель работы – рассмотреть государствен- ную политику в сфере охраны объектов культур- ного наследия на примере памятников традици- онной марийской религии «кÿсото» – священных рощ, сохранившихся на территории Республики Марий Эл. На основе опубликованных материа- лов и архивных источников исследована дея- тельность федеральных и региональных органов власти и основные проблемы в сфере сохранения священных рощ проанализированы государ- ственная политика в сфере сохранения объектов культурного наследия, в частности священных рощ, проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу на террито- рии Республики Марий Эл. В результате иссле- дования выявлено, что не у всех священных рощ, расположенных на территории Республики Марий Эл, решен вопрос о статусе, не все рощи являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Рос- сийской Федерации. Были выявлены пробелы в действующем законодательстве в сфере сохране- ния священных рощ на уровне муниципалитетов.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
УДК: 34.09
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Шабалина ; Глеб Юрьевич Шабалин ;
Введение. Статья охватывает период от первой половины XIX века до революции 1917 года, на протяжении которого правоотношения в об- ласти образования подвергались неоднократному реформированию. Так как нововведения имели прямую взаимосвязь с историческими событиями, в статье прослежено изменение характера реформ. Цель: формирование целостного научного пред- ставления о процессе изменения правового регу- лирования образовательных отношений в россий- ском праве в период от первой половины XIX века до революции 1917-го года. Материалы и мето- ды. Исследование основано на изучении норматив- но-правовых актов и их кодификаций в российском дореволюционном праве, анализе существовавших философско-правовых взглядов современников рассматриваемой эпохи. Методами исследования являются общенаучные и частнонаучные, в том числе формально-логические методы (гипотеза, анализ, синтез, дедукция, индукция). Из специаль- ных методов применялись исторический, юридико- технический, системный и другие методы научного познания. Результаты исследования. В статье выделены этапы консервативной реформы обра- зования 1828–1835 годов: от создания специаль- ного ведомственного органа по нормативному обеспечению до принятия Университетского уста- ва 1835 года. Рассмотрен предмет регулирования нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере образования. Выявлено ужесточение контроля и надзора над деятельностью образовательных организаций, в рамках которого создавались но- вые должности. Исследованы органы управления высшими учебными заведениями и структура уни- верситетов, очерчена их компетенция. Описано менявшееся разграничение полномочий между органами управления и институтами контроля, как и изменения в содержании образования. Уделено внимание унификации правового регу- лирования в области образовательных правоотношений. Указано на либерализацию правопорядка в образовательных правоотношениях в 60-х го- дах XIX века и обратные изменения в конце сто- летия. Заключение. В исследовании отмечена нестабильность сословного характера образова- ния, гендерной составляющей и доступа к реали- зации права на образование. Среди применяемых приемов юридической техники обнаружено внедрение в правовое регулирование образова- ния ранее несвойственных диспозитивных пра- вовых норм.
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
УДК: 34.09
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Глеб Юрьевич Шабалин; Ольга Леонидовна Шабалина;
Введение. В статье рассматривается проблема классификации организаций, осуществляющих воспитание и обучение, де-юре не относящиеся к образовательной деятельности. Цель: форми- рование целостного научного представления о практике применения норм, регулирующих дея- тельность образовательных организаций и воз- никновение статуса педагогического работника. Материалы и методы Исследование основано на изучении образовательного и трудового законо- дательства Российской Федерации, а также подза- конных нормативно-правовых актов, регулирующих статус образовательных организаций и педагоги- ческих работников. Центральное место в статье занимает анализ позиций высших судебных инстан- ций. Методами исследования являются общена- учные и частнонаучные, в том числе формально- логические методы (гипотеза, анализ, синтез, дедукция, индукция). Из специальных методов применялись юридико-технический, системный и другие методы научного познания. Результа- ты исследования. Дана оценка возникновению статуса педагогического работника в зависимо- сти от места организации-работодателя в системе образовательных организаций. Авторы анализи- руют соответствующую судебную практику. Заключение Отсутствие лицензии на осуществ- ление образовательной деятельности не является нарушением, однако препятствует получению педа- гогическим работником такой организации трудо- вых льгот. Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности является квали- фицирующим признаком при отнесении юриди- ческого лица к образовательным организациям.
ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
УДК: 343.1
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Анатольевна Яковлева; Елена Владимировна Медведкова;
Уголовно-процессуальным законом установлено применение принудительных мер медицинского характера в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, или в отношении лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройст- во, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ст. 433 УПК РФ). Возник- новение процессуального статуса названного лицо связано с переходом общего уголовного про- изводства в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в совершении преступ- ления, в особый его порядок. Авторы полагают, что название главы 51 УПК РФ «Производство о применении принудительных мер медицинско- го характера» не соответствует содержанию его норм. Данной главой устанавливается порядок уголовного производства не только в отношении лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 433 УПК РФ, у кото- рых психическое расстройство связано с опасно- стью для них или других лиц либо возможностью причинения им существенного вреда, что позво- ляет применять в отношении них принудитель- ные меры медицинского характера. В главе 51 УПК РФ упоминается лицо, совершившее запре- щенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, но уголовное производство в этом случае должно быть пре- кращено без применения принудительных мер медицинского характера. Лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, обла- дая отдельными правами подозреваемого, обви- няемого, подсудимого, имеет особый процессу- альный статус, его нельзя считать субъектом преступления, наличие у него признака невменя- емости исключает состав преступления и влечет освобождение от уголовной ответственности. Авторы полагают, что принудительные меры ме- дицинского характера следует назначать и при- менять в отношении любого лица, совершившего запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, для реализации установленных ст. 98 УК РФ целей. Авторы предлагают дополнить главу 7 УПК РФ статьей 47.2 с наименованием «Процессуальный статус лица, в отношении которого осуществля- ется производство о применении принудитель- ной меры медицинского характера».