ВЕСТНИК 3(19) 2019
- Название:
- ВЕСТНИК 3(19) 2019
- Номер:
- 3
- Год:
- 2019
- Дата публикации на сайте:
- 2019-11-30 22:17:09
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 13
КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА И ПОПЫТКИ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
УДК: 342.5:94(470.344)«1920/1922»
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Николаевна Васильева;
В статье рассматривается процесс организации государственного управления в первые годы
после образования Чувашской автономной области. Выявляются различные аспекты кадровой проблемы,
с которой пришлось столкнуться руководству новообразованной автономии в ходе становления системы
государственных органов Чувашии. Цель: рассмотрение вопроса о том, насколько остро в начале 1920-х
годов проявлялась проблема нехватки квалифицированных кадров для организации государственного
аппарата в новообразованной Чувашской автономной области и какими методами она решалась. Мате-
риалы и методы. Основным источником фактических данных для проведения исследования послужили
документы из фонда Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депута-
тов Чувашской АО (Ф. Р-125), отложившегося в Государственном историческом архиве Чувашской Респуб-
лики. В первую очередь использовались протоколы заседаний президиума и пленумов Облисполкома,
который являлся высшим исполнительно-распорядительным органом Чувашии в 1920–1925 гг. в перерывах
между съездами Советов и решал, в том числе, важнейшие кадровые вопросы. Исследование проводилось
в соответствии с принципами историзма, объективности и системности, использовались историко-
генетический, историко-сравнительный и историко-типологический методы исследования. Результаты
исследования, обсуждение. Первые годы существования Чувашской АО ознаменовались формировани-
ем новой политической элиты, в основном из национальных кадров. Этот процесс сопровождался в начале
1920-х гг. частыми кадровыми перемещениями высших должностных лиц автономии, а также совмещением
в одних руках многочисленных постов и обязанностей. Все наиболее важные назначения и перемещения
руководящих кадров происходили по предварительной рекомендации Чувашского обкома партии. Нехватка
квалифицированных кадров решалась за счет переброски работников из одного отдела в другой; посредст-
вом обращения в центральные органы власти с просьбой о направлении на службу чувашей, работавших
в других областях страны; через строгий учет имевшихся в области специалистов. Заключение. В результате
исследования был сделан вывод, что кадровая проблема в Чувашской АО в 1921–1922 гг. стояла очень
остро, государственный аппарат функционировал не самым эффективным образом. В то же время руко-
водству автономии в целом удалось решить наиболее важные задачи, стоявшие перед ним, в том числе
преодолеть страшный голод, охвативший область в это время.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ДРУГОГО В АНГЛИЙСКОЙ РАННЕЙ МОДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В XVI И XVII ВЕКАХ
УДК: 821.111+94.4/англ./
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Максим Валерьевич Кирчанов ;
Статья является попыткой проанализировать особенности формирования и развития образов религиозно-
го и политического Другого в истории английской идентичности, используя методы исследований наци-
онализма, также интеллектуальной истории и археологии идей. Автор анализирует особенности форми-
рования и развития образов Другого в английской ранней модерной идентичности XVI и XVII веков.
Предполагается, что образы Инаковости играли важную роль в консолидации английской идентичности
и ее трансформации из традиционных и архаичных идентичностей в идентичность англичан как модер-
ной политической нации. Автор полагает, что два события, включая Реформацию и Революцию, стали
политическими стимулами для развития образов Другого в английской идентичности. Религиозный фак-
тор стимулировал трансформацию образов католиков как Других в политических и исторических врагов
возникавшей английской нации. Автор полагает, что образы Другости стали изобретенной политической
традицией ранней английской идентичности. Предполагается, что универсальными Другими в англий-
ской идентичности стали ирландцы и испанцы как католики. Автор полагает, что образы мусульман
и евреев как Других в английской идентичности возникли позже чем негативные католические образы.
Статья утверждает, что образы Другости стали важными факторами развития ранней английской иден-
тичности и ее консолидации.
«БРАТИСЛАВСКИЙ ПЕРИОД» ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА РУССКОГО ФИЛОСОФА Н. О. ЛОССКОГО
УДК: 1(091)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Витальевна Крысова;
В статье описывается непродолжительный, однако более чем интересный период жизни и твор-
чества Н. О. Лосского в Братиславе с 1942 по 1945 годы. Во время приезда в Словакию ему было уже за семь-
десят. Как создатель концепции интуитивного реализма он был тогда всемирно известным философом.
Цель: выявить особенности «братиславского периода» жизненного пути и творчества Н. О. Лосского.
Материалы и методы. Историко-биографический и описательный методы позволили определить результа-
ты научной и творческой деятельности философа, изучить характер взаимоотношений между философом
и представителями словацкой интеллектуальной среды. Автор статьи основывает исследование на принци-
пах историзма и научной объективности. Результаты и обсуждения. Известный в международных кругах,
Н. О. Лосский получает возможность работать на должности ординарного профессора философии в Словац-
ком университете, продолжать публиковаться и принимать участие в научной жизни. Это знаменует начало
более счастливого этапа его профессиональной деятельности: он читал лекции по двадцати философским
дисциплинам; инициировал философский спор между сторонниками интуитивного и критического реализма,
ставший частью истории словацкой философии. Именно в Словакии вышло несколько работ знаменитого
русского философа, вскоре переведенных на многие языки. Вместе с тем, этот период стал для философа време-
нем волнений и заботы о сыновьях, переживания боли утраты любимой жены, верной подруги жизни в течение
сорока лет. В 1945 году он стал свидетелем боев за освобождение Братиславы от немецко-фашистских
захватчиков. Таким образом, в статье представлены малоисследованные страницы биографии русского мысли-
теля, анализируются различные аспекты его жизни и творчества в Словакии. Автор привлек к исследованию
источники на словацком языке, позволившие дать оценку влияния личности философа на развитие интеллекту-
альной жизни словацкого культурно-просветительского общества. Заключение. Статья позволяет расширить
представление студентов, преподавателей и заинтересованного круга читателей о «братиславском периоде»
в судьбе и творчестве Н. О. Лосского, времени завершения формирования его гносеологической концепции.
ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧИТЕЛЯ КРЫМА (ИЗ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ)
УДК: 94(477.75)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Викторовна Новикова;
Одной из центральных фигур системы образования является учитель. В рамках изучения регио-
нальной истории Крыма недостаточно внимания уделено роли педагогов, внесших особый вклад в дело
просвещения. Цель: исследование роли и личного вклада выдающихся педагогов Крыма в развитие госу-
дарственной системы образования XIX – начала XX вв. Материалы и методы. В статье анализируются
архивные материалы Государственного архива Республики Крым, печатные исторические источники.
В статье рассматриваются формулярные списки, протоколы педагогических советов учебных заведений
крымских уездов Таврической губернии, которые позволяют воссоздать целостную картину трудовой дея-
тельности подвижников народного образования, определить степень их влияния на образовательный про-
цесс и формирование личности учащихся. Использовались такие методы исследования, как анализ, синтез,
системный, ретроспективный. Результаты исследования. Проведенный анализ позволяет оценить вклад
выдающихся педагогов в дело развития народного образования на полуострове. Выдающиеся педагоги
крымских уездов Таврической губернии имели классическое высшее образование и фундаментальные
знания по предметам. Их отличали разносторонние интересы, и они не ограничивались программным пре-
подаванием. Учителя Крыма занимались не только образованием, но и воспитанием учеников, пользовались
уважением и авторитетом всех воспитанников учебных заведений и являлись примером для своих коллег.
Будучи высоконравственными людьми, они оказывали огромное влияние на формирование личности уча-
щегося. Педагоги активно участвовали в благотворительности. Имели знаки отличия и заслуженные награ-
ды. Заключение. Деятельность педагогов Крыма во многом способствовала тому, что в крымских уездах
становление государственной системы образования происходило значительно энергичнее, чем в северных
уездах Таврической губернии.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В КОЗЬМОДЕМЬЯНСКОМ УЕЗДЕ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
УДК: 94(470.343)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Григорьевич Ошаев ; Ксенофонт Никанорович Сануков;
В начале ХХ века в России обозначились симптомы назревания в стране революционного кризиса. Недоволь-
ство существующими порядками охватывало широкие слои населения. Поводов для такого недовольства рос-
сийская действительность давала немало. Между тем население менее, чем когда-либо прежде, было склонно
с этим мириться. Основную часть населения составляло крестьянство, которое демонстрировало при-
верженность патриархальным традициям и порядкам. Социально-экономическая и политическая жизнь
во многих местах провинциальной части страны накануне первой революции не подверглась серьезным
изменениям. В настоящей статье рассматривается социально-политическая обстановка накануне первой
российской революции 1905–1907 гг. в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии. В исторических
исследованиях данная тема не являлась предметом специального изучения. В начале ХХ века стали про-
исходить определенные изменения в экономической, политической и социальной жизни в аграрных про-
винциях страны, в том числе и Козьмодемьянском уезде Казанской губернии. В рассматриваемый период
сельское хозяйство продолжало испытывать большие трудности. Хроническим явлением были неурожаи
и недороды хлебов и трав. Положение многих крестьянских хозяйств ухудшалось, поэтому крестьяне, осо-
бенно безлошадные, были вынуждены заниматься различными промыслами. Промышленность находилась
в начальной стадии развития. В Козьмодемьянском уезде преимущественно развивались лесозаготови-
тельная промышленность и кустарные промыслы. Рабочие и крестьяне жили трудно, особенно в неурожай-
ные и кризисные годы, но массового недовольства своим положением и существующим строем в уезде
не было. Однако наметившееся расслоение деревни на богатых и бедных и увеличивающееся число низ-
кооплачиваемых рабочих создавали почву для недовольства и борьбы за улучшение своего положения.
Рабочие в этот период оставались малочисленными, разобщенными и неорганизованными, психологиче-
ски не были способны к активным массовым действиям. Незначительная часть формировавшегося рабо-
чего класса, происходившего в основном их крестьянских слоев, не могла внести серьезных изменений
в общественную жизнь. Крупных крестьянских выступлений в этот период в уезде также не было. Вместе
с тем, некоторая часть крестьянства выражала недовольство своим положением. Основными формами
крестьянского протеста были: порубки лесов, попытки захвата земель, отказ от уплаты податей, требова-
ние снижения арендных платежей. Кризис промышленности 1900–1903 гг., тяжелое положение российской
деревни привели к обострению социальной и политической обстановки в стране. В это время активизирова-
лись революционные организации. Выражая интересы народных масс, они занимались распространением
революционных идей, политическим просветительством, вели политическую агитацию среди трудящих-
ся. В нелегальных кружках изучалась политическая литература, произведения прогрессивных писателей.
Осторожная деятельность членов революционных кружков часто наталкивалась на косность и непони-
мание со стороны населения. Наиболее восприимчивой к идеям революционного характера оказалась
молодежь, которая была грамотна. Немногочисленные представители революционных организаций
начинали просвещать народ, объясняя и раскрывая вопросы, связанные с политикой, экономикой, куль-
турой. Однако охват трудящихся уезда революционной пропагандой со стороны кружков и отдельных
агитаторов был еще незначительным. В начале ХХ века социально-экономическая и политическая обста-
новка в Козьмодемьянском уезде характеризовалась как достаточно стабильная.
ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
УДК: 37:93/94(=512.1)
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Владимир Борисович Помелов;
Цель статьи заключается в раскрытии особенностей просвещения татарского народа в конце XIX – начале
XX вв. на примере подвижнических усилий замечательных просветителей татарского народа – братьев
Габдуллы и Губайдуллы Нигматуллиных-Бобинских и их сестры Мухлисы. Их педагогическая и органи-
заторская деятельность представляет собой одну из примечательных страниц в истории отечественного
регионального образования. В ходе работы с фактологическим материалом при написании предлагаемого
материала автор применял аксиологический и региональный методологические подходы и ряд научно-
исследовательских методов: историко-биографический, описательный и сравнительно-исторический,
а также метод ретроспективного анализа. Нигматуллины-Бобинские выступили организаторами в татар-
ском селе Иж-Бобья Вятской губернии в 1895 году передового для того времени медресе, в котором прохо-
дили обучение сотни юношей и девушек. На стыке XIX и XX вв. татарская интеллигенция придерживалась
двух идеологических направлений: кадимизм (традиционалисты) и джадидизм (сторонники сближения
с русской культурой). Нигматуллины-Бобинские относились к передовому крылу татарской интеллиген-
ции, то есть были джадидами, поэтому, наряду с религиозными дисциплинами (Коран и др.), обучавшиеся
в их медресе юноши и девушки, приобретали прочные знания в области естественных наук, изучали русский
язык и литературу. Медресе получило широкую известность, что вызывало озлобление со стороны кади-
мистов и привело в итоге к его закрытию. Автор выделяет в своей статье три особенности просвещения
татарского народа: деятельность мектебов и медресе, открытие первых школ для девушек и частный,
негосударственный характер всех этих школ. В статье подробно характеризуется деятельность медресе
в с. Иж-Бобья, делается вывод о важности просветительских усилий Нигматуллиных-Бобинских для дела
дальнейшего развития образования татарского народа.
ПРОФЕССОР В. М. ТАРАСОВА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ДЕКАБРИЗМА
УДК: 930
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валентина Георгиевна Сушенцова;
В 2020 году исполнится 195 лет со времени исторических событий 14 декабря 1825 года.
Отечественное декабристоведение переживает сегодня сложный период переосмысления темы, преодо-
ления прежних стереотипов и современного прочтения исследований, выполненных в советский период.
Целью данной статьи является анализ вклада В. М. Тарасовой в изучение движения декабристов.
Материалы и методы. В качестве источников были использованы труды В. М. Тарасовой, архивные
материалы (ее личное дело, отчеты кафедры истории Марийского государственного педагогического
института), воспоминания ее учеников и коллег. Методологической основой исследования явились
принципы объективности и историзма, а также концепция «персональной истории», позволяющая через
факты биографии выявлять социальный контекст изучаемой эпохи. Результаты исследования,
обсуждения. 24-летняя аспирантка Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ)
Вера Тарасова начала заниматься историей декабризма в конце 1930-х годов. Темой ее кандидатской
диссертации стали социально-экономические воззрения П. И. Пестеля. С середины 1950-х гг. В. М. Тара-
сова обратилась к изучению взглядов и деятельности декабриста Н. И. Тургенева. Позже это будет пред-
метом ее докторской диссертации, останется главной и любимой научной темой в течение последующих
сорока лет. Заключение. Анализируя вклад В. М. Тарасовой в декабристоведение, приходится констати-
ровать, что он мог бы быть более весомым, если бы не ряд обстоятельств. Прежде всего, к ним следует
отнести влияние господствующей идеологии, огромная загруженность учебной и общественной работой,
определенная изолированность от научного мира, которую испытывали все провинциальные ученые
в эпоху, когда компьютер и Интернет еще не стали атрибутами повседневности. Сегодня изучение либе-
рального крыла декабризма представляется весьма актуальным. Приходится только сожалеть о том, что
докторская диссертация В. М. Тарасовой не опубликована в виде монографии, а ее многочисленные
публикации о Н. И. Тургеневе малодоступны для исследователей декабризма.
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
УДК: 9(378)”18”
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Алексеевич Трегубов ;
Конец XX – начало XXI вв. в истории российского образования – это время реформ и различных экспери-
ментов. Происходит ломка советской системы обучения, вместе с тем среди академических предметов
появляются новые, связанные с изучением религии. Активно возрождается теологическое, богословское и ре-
лигиоведческое образование, восстанавливаются домовые университетские церкви. В настоящее время в Ка-
занском федеральном университете функционирует кафедра религиоведения, которая специализируется
на государственно-конфессиональных отношениях. В связи с этим уместным будет рассмотреть дорево-
люционный опыт Императорского Казанского университета по осуществлению богословского образова-
ния студентов, а также историю домовой университетской церкви, настоятели которой выступали в каче-
стве профессоров богословия. Статья посвящена истории Крестовоздвиженской церкви Императорского
Казанского университета, ее роли как инструмента по интегрированию корпорации университета в госу-
дарственную политику России. На основе привлечения ведомственной документации, архивных источ-
ников, хранящихся в Отделе редких рукописей и книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского, рас-
сматривается участие настоятелей церкви и профессоров богословия в образовательном процессе
и в жизни университета, их функция по оглашению и регистрации важных государственных документов,
принятие присяги у профессоров на верность императору. Важным моментом, связанным с историей
Крестовоздвиженской церкви, является выяснение понятия «университетское корпоративное простран-
ство» в понимании преподавателей университета, а также материальное положение профессоров бого-
словия согласно университетским уставам 1804, 1835, 1863 и 1884 гг. как фактора, способствующего
укреплению их статуса в университетской корпорации и повышения значимости богословского образо-
вания среди других учебных дисциплин. Как на упущение религиозного образования в XIX в. в универ-
ситетах в целом и в Казанском университете в частности, указывается на неопределенность учебных
программ преподавания богословия, а также отсутствие изучения Библии. В связи с этим затрагивается
вопрос разработки единой учебной программы богословия и его актуальности в российских университе-
тах второй половины XIX века. В статье приводится информация о настоятелях и ктиторах Крестовоз-
движенской церкви, а также о лицах, связанных с преподаванием истории церкви и церковного права,
являвшихся одновременно преподавателями Императорского Казанского университета и Казанской
духовной академии.
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК: 342.8
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Александр Андреевич Закускин;
Анализируются некоторые проблемы внедрения электронных технологий в российский избирательный
процесс с точки зрения исторического и компаративного методов. Используются данные аутентичного
интернет-опроса 150 студентов Марийского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет
для изучения возможности использования удаленных способов голосования по результатам досрочных
выборов Главы Республики Марий Эл в сентябре 2017 г., выборов Президента Российской Федерации
в марте 2018 г. и дополнительных выборов депутатов Государственного собрания Республики в сентябре
2018 года. Цель данного исследования – оценить эффективность внедрения электронных технологий в нашем
государстве, теоретически обосновать необходимость и целесообразность дистанционного голосования,
выявить отношение избирателей к новым способам голосования, а также разработать предложения по
совершенствованию российского законодательства в этой области. Научная новизна настоящей статьи
состоит в том, что она представляет собой одно из первых комплексных исследований проблем внедрения
электронных технологий в российский избирательный процесс с точки зрения исторического и компара-
тивного методов. В статье предлагаются различные способы внедрения электронных технологий в про-
цесс голосования. Например, электронное голосование с использованием специального приложения,
которое может загружаться через Play Market или сайт избирательной комиссии. В заключение автором
предлагается усовершенствовать российское законодательство, а именно ФЗ № 67, УК и КоАП в части
урегулирования отношений, связанных с осуществлением дистанционного электронного голосования.
Кроме того, обосновывается необходимость внесения в законодательную базу, регулирующую вопросы
электронной цифровой подписи, и устанавливающую требования к техническим характеристикам специ-
альных устройств для голосования.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК: 35.08
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лариса Геннадьевна Зиновьева; Сергей Валентинович Дергачев;
В определяющей степени эффективность управления общественными делами зависит от каче-
ства кадров, осуществляющих такое управление. В полной мере это относится и к системе государствен-
ного управления, в которой сформирован и функционирует публичный, правовой, социальный институт
государственной службы. Сформированные в последнее время правовые новеллы по обеспечению профес-
сионализма и компетентности государственных гражданских служащих требуют адекватных правовых
механизмов их реализации на региональной гражданской службе. Рассматриваются некоторые практиче-
ские аспекты формирования и внедрения правового механизма профессионального развития кадров на
основе государственного образовательного сертификата на получение дополнительного профессиональ-
ного образования гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Цель: показать некоторые
концептуальные подходы к формированию правового механизма государственного образовательного
сертификата на получение дополнительного профессионального образования гражданскими служащими
субъекта Российской Федерации. Материалы и методы. Использованы материалы научных публикаций
и социологических исследований, применялись методы социологического опроса, анализа документов, срав-
нения, а также системный подход к изучению проблемы. Результаты исследования, обсуждения. Уточнен
понятийный аппарат, выделены правовые механизмы и субмеханизмы профессионального развития кад-
ров государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации на основе государственного
образовательного сертификата на получение дополнительного профессионального образования граждан-
скими служащими. Сделан вывод, что действенность рассмотренного правового механизма в определяющей
степени зависит от правосознания и воли соответствующих субъектов регионального государственного
управления. Заключение. Правовой механизм профессионального развития государственных граждан-
ских служащих субъекта Российской Федерации является сложным социально-правовым феноменом, работо-
способность которого требует внимательного отношения не только к сугубо «техническим» аспектам адми-
нистративно-правового регулирования, но и к формированию в системе региональной государственной
гражданской службы уровня правовой культуры и правосознания кадров, адекватных поставленным целям.
О НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЙНЫХ И ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
УДК: 342.9
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Михеева; Ирина Александровна Бояринцева;
Цифровизация, ставшая современным трендом общественного развития, чаще всего рассматри-
вается с позиций экономики, информатизации. Однако цифровые технологии стремительно меняют нашу
жизнь, внедряются в социальную сферу, затрагивают или в ближайшее время затронут многих граждан
(введение электронных паспортов, больничных листов, трудовых книжек). Вместе с тем правовое регу-
лирование цифровизации значительно отстает от ее фактического внедрения. Актуальность исследова-
ния связана с явной недостаточностью в настоящее время научных работ, рассматривающих как поня-
тийный аппарат, так и правовые аспекты цифровизации. Цель исследования заключается в рассмотрении
понятия цифровизации и сопутствующих ей категорий, содержательных аспектов, отличающих новые
цифровые технологии от привычных информационных технологий. При этом центр внимания сосредо-
точен на правовом регулировании цифровой среды. Методы. Методологическая основа исследования
охватывает совокупность общих и специальных способов познания. В их числе – анализ, синтез и анало-
гия. Однако главным образом применялись специальные правовые методы (формально-юридический,
системно-структурный, сравнительный). Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования
выявлено отставание правовой базы от уже фактически сложившихся отношений в области цифровиза-
ции. Концепция цифровизации получила современное оформление лишь в прошлом году, когда приоб-
рела статус национальной программы. Проанализированы действующие нормативно-правовые акты,
положенные в основу цифровизации. Подробно рассмотрен пакет проектов федеральных законов, принятие
которых планируется в ускоренном порядке для того, чтобы внести правовую упорядоченность в разви-
вающиеся общественные отношения в цифровой среде. Статья имеет практическую значимость, позволяя
систематизировать новые знания в сфере цифровых технологий, значительно меняющих взаимоотношения
между людьми, в бизнесе, социальной сфере, государственном управлении.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В СИЛОВОМ ПОЛЕ ЗАПАДА И ВОСТОКА: К 30-ЛЕТИЮ РАСПАДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Галина Викторовна Рокина;
2019 год стал своего рода юбилейным для ря-
да стран Европейского Союза: это был год
30-летия постсоциалистического развития стран
Центральной и Юго-Восточной Европы. Комме-
моративные практики уходящего года, связан-
ные с этими датами, проявились в самых различ-
ных формах: научные конференции, демонтаж
старых памятников и установление новых, пере-
смотр прежних оценок событий 30-летней дав-
ности, новые интерпретации событий прошлого,
реинтерпретации исторических символов.
Ученые и политики искали точные определения
событиям тех лет.
ФОТОГРАФИЯ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Елена Владимировна Лежнина;
В рамках реализации проекта «Фактор С по-
зиции культурологии фотография – вид искус-
ства, который не только позволяет фиксировать
в пространстве предметы животный, раститель-
ный мир и человека, но и имеет глубокий сим-
волический смысл, эстетическую ценность
и нередко содержит послание, которое фотограф
посредством снимка старается донести до зри-
тельской аудитории.