ВЕСТНИК 1(5) 2016
- Название:
- ВЕСТНИК 1(5) 2016
- Номер:
- 5
- Год:
- 2016
- Дата публикации на сайте:
- 2016-05-30 11:52:31
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 18
СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ МАРИЙСКОГО НАРОДА В ТРУДАХ ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ XVII–XVIII ВВ.
УДК: УДК 39(=511.1)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Геннадий Николаевич Айплатов ; Иван Федорович Ялтаев ;
В статье рассмотрены обычаи и обряды марийского народа, связанные с заключением браков, рождением ребенка и наречением его именем, а также похоронно-поминальные обряды, описанные немецкими учеными А. Олеарием, Г. Миллером и Г. Георги. В данной работе поставлена задача – исследовать восприятие самобытной культуры марийского народа иностранными исследователями. Обычаи и обряды, рассматриваемые в статье, относятся к обычаям и обрядам жизненного цикла и являются важным источником для изучения истории и духовной культуры народа. Многие сообщения и факты, описанные в работах указанных исследователей, не встречаются в других источниках, и поэтому они представляют историко-культурную ценность. Иностранными авторами подробно рассматриваются такие аспекты семейной жизни, как заключение брака, обычай покупки и похищения невесты, а также отмечается особенность марийской свадьбы. Авторы в своих работах допускают и ошибки. Например, приводят не совсем характерный для народа мари обычай наречения именем ребенка. В сочинениях немецких авторов достаточно точно отражены похоронно-поминальные обряды, которые являются одним из существенных и устойчивых
этнических признаков народа. Все эти обычаи и обряды марийского народа в свидетельствах иностранных авторов рассматриваются в сравнении с другими народами Поволжья, где отмечается общее и особенное. Изучение обрядов и традиций марийского народа в трудах иностранных исследователей показывает, что ее истоки и особенности связаны со своеобразным хозяйственно-культурным укладом жизни, а также с общим ходом истории и развития культуры народов Среднего Поволжья.
МУСТАФА ИЗ КИНО (о первом марийском киноартисте Йыване Кырле)
УДК: УДК 791.44.071.2
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Аркадьевич Бушков ;
Статья посвящена ставшему достоянием советской, российской и мировой культуры творчеству первого марийского киноартиста и поэта Кирилла Ивановича Иванова (Йывана Кырли), сыграв-шего роль Мустафы во включенной ЮНЕСКО в число лучших фильмов всех времен и народов первой отечественной звуковой кинокартине «Путевка в жизнь» режиссера Н. В. Экка. С героем фильма Мустафой, чьим именем он был назван в прокате на Западе, оказалось связанным
появление татарского персонажа в мировом кинематографе. В статье рассматривается оценка этой актерской работы Йывана Кырли татарской творческой интеллигенцией, дружба с ним поэта Мусы Джалиля, написавшего в антифашистском подполье в немецком плену цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» и посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза.
КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1921 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШИИ
УДК: УДК 940.5(470.344)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Денис Андреевич Драндров ;
В статье рассматриваются проблемы взаимоотношения власти и общества в конце гражданской войны, проявившиеся в Чувашии в виде «чапанного» восстания 1921 года. Многие вопросы
о причинах, участниках, ходе и последствиях этого крестьянского восстания остаются до настоя-щего времени дискуссионными. В статье ставится цель изучить исторический опыт решения проблем социально-политического в условиях перехода от гражданской войны к мирному строительству. Комплексно анализируются социально-экономические и национальные проблемы указанного периода, использованы новые исторические источники. Рассмотрена сложная ситуация перехода к мирной хозяйственной деятельности в селах Чувашии, конфликты между крестьянами
и органами советской власти, возникшие при ссыпке семенного зерна в условиях надвигавшегося засушливого 1921 года. В статье доказано, что недоверие крестьян к органам советской власти, накопившееся в годы гражданской войны, стало причиной вооруженного выступления некоторых волостей Чувашской автономной области против вмешательства коммунистов в хозяйственную жизнь крестьян. Описанные в статье кровавые события периода перехода от войны к НЭПу раскрывают большой потенциал социального протеста, способного осложнить созидательные процессы в стране, и являются поучительным уроком в пользу эволюционного развития общества, необходимости упрочения гражданского согласия и мира в стране.
КОЛХОЗЫ В ДОКОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНЕ МАРИЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1920-Е ГОДЫ)
УДК: УДК 908
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Ананьевич Иванов ; Анатолий Андреевич Соловьев ;
В статье, на основе впервые вводимых в научный оборот архивных и опубликованных источников, синхронных и ретроспективных документальных публикаций, рассматриваются организация
и функционирование сельскохозяйственной производственной кооперации в деревне Марийской автономной области в период новой экономической политики. Выделены основные разновидности (коммуны, артели, товарищества по общественной обработке земли), специфические особенности состава и деятельности первых коллективных хозяйств национальной автономии, их потенциальные производственные возможности в развитии аграрного сектора экономики Марийского края
в 20-е годы XX века и место в сельскохозяйственной инфраструктуре региона. На широкой фактической основе установлено, что жизненность идей производственного кооперирования
в период нэпа имела под собой вполне обоснованную экономическую базу. Использование преимуществ крупного обобществленного производства обнаруживало в коллективных хозяйствах колоссальный потенциал количественного и качественного роста показателей аграрного сектора народнохозяйственного комплекса страны и отдельных ее регионов, вело к повышению жизненного уровня и улучшению условий труда тружеников деревни, в целом закладывало реальную
социально-экономическую базу для индустриализации аграрного производства, что неизбежно должно было произойти в СССР в русле общемировых тенденций и в конечном результате
соответствовало его государственным (национальным) интересам.
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ С КОНЦА XIX ВЕКА И В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
УДК: УДК 371.8(09)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Андрей Викторович Казаков ;
Статья посвящена истории появления иностранных студентов в России с конца XIX века и в начале Второй мировой войны. Первые студенты-иностранцы начали учиться в дореволюционной России в семидесятых годах девятнадцатого века. Студенты из Болгарии и Балканских государств: Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии – были приглашены для учебы в Россию в качестве помощи дружеским странам, страдавшим от турецкого гнета. Для них были назначены государственные стипендии, студенты-иностранцы освобождались от оплаты за учебу. Пришедшее к власти правительство большевиков по политическим мотивам продолжило практику обучения на бесплатной основе граждан Турции, Персии, Афганистана, Монголии. Большая часть студентов с Востока обучалось в СССР в Коммунистическом университете трудящихся Востока – специально созданном интернациональном вузе, обучавшем студентов более 73 национальностей с 1921 по 1938 годы. В 1928 году в Москве появился Коммунистический университет трудящихся Китая. С 1930 года по 1940 в СССР отучилось 500 граждан Монголии. В двадцатых годах прошлого столетия в Москве и в других городах Советского Союза учились студенты из Турции, Ирана, Афганистана и других стран. В ведущих вузах Европы в начале XX века численность иностранцев достигала 10 %
от общего контингента студентов. Примерно в это же время в США на рубеже веков к 1904 году 2673 иностранных студента из 74 стран были зачислены в учреждения высшего образования США. В 1912 году количество студентов увеличилось до 5000, в 1920–1921 годах иностранных студентов насчитывалось около 8500 человек. В отличие от Европы и США, в 30-е годы прошлого века вплоть до середины XX века количество иностранных студентов, аспирантов, стажеров в вузах Советского Союза уменьшилось в связи с усилением закрытости советского общества.
ВЗАИМОТНОШЕНИЕ МИРА МЕРТВЫХ И МИРА ЖИВЫХ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ ТРАДИЦИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
УДК: УДК 03.09.23
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Сергеевна Обидина ;
Цель статьи – сравнительный анализ поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы Вергилия «Энеида». Задача – показать взаимоотношение мира живых и мертвых в двух традициях – гречес¬кой и римской, опираясь на древнегреческие и римские тексты. Для греков рассматриваемым периодом является середина VIII в. до н. э., для римлян – I в. н. э. Показано, что поэмы Гомера и Вергилия были зафиксированы традицией на разных уровнях сознания – Гомер оказал влияние,
в первую очередь, на народные верования, Вергилий – на интеллектуальную элиту эпохи принципата Августа. В то же время именно гомеровские представления о загробном мире легли в основу философских концепций о посмертной участи души, в частности, у орфиков, пифа-горейцев и Платона, то есть явились основой последующих религиозных учений о душе. Подчеркивается, что Вергилий был заинтересован в привнесении греческого опыта в римские реалии, однако преследовал при этом скорее политические, нежели культурные цели. Главный вывод заключается в том, что Гомер выстраивает представления о загробном мире в значительной степени под влиянием религиозных верований древних греков, а Вергилий, в свою очередь, не опирается на традиционную римскую религию. Ставится под сомнение идея о преемственности греческих представлений о загробном мире у древних римлян, речь скорее идет об общих индоевропейских корнях. В любом случае и поэмы Гомера, и поэма Вергилия оказали серьезное влияние на становление европейского мировоззрения в отношении к миру умерших и представлению о загробном существовании.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМЕРИКАНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПОМОЩИ В ЦАРИЦЫНСКОЙ ГУБЕРНИИ И ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЯХ В ПЕРИОД ГОЛОДА 1921–1923 ГГ.
УДК: УДК 94(47).084.5
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Виктор Александрович Погромский ;
В статье раскрываются основные направления деятельности Американской администрации помощи (АРА) на территории Царицынской губернии и прилегающих к ней территориях, которые вошли в систему районирования Американской администрации помощи под названием Царицынской зоны АРА в 1921–1923 гг. Деятельность АРА в Царицынской зоне концентрировалась на создании широкой сети питательных пунктов, даже в достаточно отделенных селениях. Основными своими задачами в регионе АРА считала: помощь голодающим детям, оказание медицинской помощи населению, борьбу с пандемическими заболеваниями, вакцинирование населения от заразных болезней, повышение уровня гигиены. Эта работа сопровождалась определенными трудностями: разрушенностью инфраструктуры, разрухой после гражданской войны, дефицитом квалифицированных кадров в Советской России, враждебностью советской власти к представителям США, тотальной шпиономанией большевистских властей и многими другими факторами имеющими не столь сильное влияние. Однако, несмотря на это, можно с уверенностью утверждать, что помощь АРА в Царицынской губернии была значительной, благодаря ее деятель¬ности, были спасены сотни тысяч детей и взрослых, удалось обуздать эпидемии, были заложены основы успешной посевной компании.
РОЛЬ ЛЕКЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
УДК: УДК 008(470.343)
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Владимир Иванович Рыбалка ;
В статье проанализированы слабоизученные стороны деятельности культурно-просвети¬тель¬ных учреждений марийской деревни в послевоенные годы. Основное внимание уделено новым формам лекционной пропаганды и укреплению сельских лекторских групп, привлечение к их деятельности широкого актива, специалистов и научных работников, выступления в отдельных районах республики с лекциями передовиков полеводства, животноводства и председателей укрупненных колхозов. Заслуживает внимания опыт работы Волжского районного Дома культуры, где периодически с лекциями выступали лучшие доярки, бригадиры полеводческих бригад, председатели колхозов.
В статье рассматривается улучшение лекционной пропаганды на примере Ахмыловского сельского клуба Горномарийского района, где еженедельно читались 1–2 лекции, регулярно организовывались беседы с колхозниками, демонстрировались кинофильмы, проводились различные массовые мероприятия. Лекторское объединение включало в план своей работы и другие виды пропаганды знаний: читательские конференции, громкие читки газет и журналов в домах и на полях, беседы, вечера вопросов и ответов. При организации чтения инструктивно-методических и массовых лекций главное внимание обращалось на их связь с жизнью и практикой. Особое внимание в статье уделено интеллигенции, которая играла чрезвычайно важную роль в распространении культурных ценностей
в марийской деревне. Пропагандистская, лекторская, воспитательная роль сельской интеллигенции имела неоценимое значение в условиях удаленности сельских поселений от районных культурных центров. С 1948 года по инициативе сельской интеллигенции и передовых колхозников повсеместно начала применяться новая форма лекционной пропаганды – сельский лекторий. В работе лекториев принимали участие интеллигенция районных центров, передовики сельского хозяйства.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
УДК: УДК 347.2/.3
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Сергеевна Верзун ;
В статье раскрывается конституционный принцип антимонопольного регулирования в экономике России. С течением времени экономическое законодательство становится все более сложным, детально и глубоко проработанным. Оно отличается постоянным развитием и динамичностью. Вместе с тем, в его основе лежат незыблемые конституционные принципы. Конституцией РФ закреплены экономические принципы, устанавливающие конституционную основу правового регулирования экономики. Среди них особое место занимает принцип антимонопольного регулирования экономики, выступающий основой свободной реализации права на занятие экономической деятельностью. Он проявляется в том, что это право может быть ограничено в той мере, в какой это может препятствовать реализации аналогичного права других граждан, поэтому государство обязано заботиться о поддержке и защите конкуренции, тем самым способствовать развитию экономики, свободной реализации конституционных прав граждан, укреплению основ конституционного строя.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАТНОЙ СИЛЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
УДК: УДК 343.213.5
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Фарит Вадутович Габдрахманов ;
В статье проанализированы особенности конституционно-правового регулирования действия обратной силы уголовного закона в государствах постсоветского пространства, выявлены схожесть и различие в подходах законодателя в регулировании этого важнейшего принципа. В ходе исследований использовались сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Установлено, что принцип действия обратной силы уголовного закона как один из основополагающих принципов правового государства получил закрепление в той или иной форме в конституциях всех стран постсоветского пространства, ранее входивших в состав Союза ССР на правах союзных республик. В зависимости от содержания обратной силы закона предложено классифицировать конституции стран постсоветского пространства на три группы: Первая группа. Конституции, в которых прямо предусмотрена обратная сила более мягких законов (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Украина, Эстония). Вторая группа. Конституции,
в которых признается приоритет общепризнанных норм международного права и применение обратной силы уголовных законов вытекает из ратифицированных международных договоров (Латвия, Литва, Узбекистан). Третья группа. Конституции, в которых прямо не говорится о дейст¬вии более мягких законов, но содержится запрет на применение ухудшающего или более тяжкого наказания, чем то, которое могло быть применено в момент совершения преступления (Молдова, Туркменистан). Выявлено, что конституции стран постсоветского пространства не обуславливают применение обратной силы уголовного закона наличием судимости, хотя уголовные кодексы большинства государств распространяют обратную силу уголовного закона на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Эта норма уголовных законов, на взгляд автора, противоречит конституционно-правовому содержанию обратной силы уголовного закона.
ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАКУПОК, ПРОВЕДЕННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК: УДК 346.5
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Валерьевна Камаева ;
В статье рассмотрены правовые основания для признания недействительными закупок, проведенных с нарушением законодательства о контрактной системе. Закупки проводятся в форме торгов, которые являются одним из наиболее сложных, но при этом эффективных способов заключения взаимовыгодного договора. Востребованность торгов объясняется их состязательным характером, позволяющим благодаря привлечению широкого круга потенциальных контрагентов выбрать оптимальное с экономической точки зрения предложение. Присущая указанному способу заключе¬ния договора конкуренция способствует определению максимально выгодных для обеих сторон условий сделки. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа судебных споров, связанных с признанием недействительными договоров, заключенных по результатам государственных закупок, и реализацией соответствующих имущественных притязаний сторон. Нередко иски о признании заключенного на торгах договора недействительной сделкой, основанные на любом формальном несоответствии торгов законодательству о контрактной системе, предъявляются недобросовестными лицами с целью уклонения от исполнения обязательств по такому договору и избежания ответственности. Признание закупок недействительными
может отрицательно повлиять на интересы лиц, не являющихся сторонами заключенного на них договора, и негативно сказаться на стабильности гражданского оборота в целом. Автор анализирует гражданско-правовые и административные последствия признания недействительными торгов, проведенных с целью размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Слабая теоретическая разработанность и недостаточное законодательное регулирование вопросов недейст¬вительности заключенных по результатам процедуры закупок контрактов диктует необходимость глубокого изучения возникающих в данной сфере проблем, а также формулирование научно обоснованных практических рекомендаций.
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
УДК: УДК 347.9
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Роман Владимирович Кропотов ;
В статье освящены вопросы, связанные с отсутствием в современном процессуальном законо-дательстве Российской Федерации, в частности в Гражданском процессуальном кодексе РФ, понятия мирового соглашения. В настоящее время изучению мирового соглашения уделяется весьма пристальное внимание в научных исследованиях. Его сущность, правовая природа раскрываются различно, истоки этих исследований начинаются в римском праве. Проблемы правового регулирования мирового соглашения как правового института в течение длительного времени изучаются отечественной правовой наукой. Различные теоретические и практические аспекты мирового соглашения затрагивали российские ученые второй половины XIX – нач. XX вв.: Васьковский Е. В., Гольмстен А. Х., Гомолицкий С. Б., Городыский Я. К., Гуляев А. М., Попов Б. В., Пуцилло П. П., Скоробогатый П., Шершеневич, Яблочков Т. М., а также современные правоведы: Аболонин Г. О., Кузнецов С. А., Виноградова Е. А., Грось Л., Гукасян Р. Е., Дадонов С., Демьяненко Ф., Дмитриева Г. К., Зайцев А. И., Зинченко А. И., Моисеев С. В., Мурадьян Э. М., Чекмарева А. В., Ясеновец И. А. На современном этапе роль мирового соглашения существенно повысилась за счет роста популярности альтернативных способов урегулирования юридических конфликтов, внедрения в судопроизводство примирительных процедур, заключения мировых соглашений в исполнительном производстве. В то же время вопрос о правовой природе мирового соглашения в отечественной правовой доктрине до сих пор относится к числу дискуссионных. В современном процессуальном законодательстве Российской Федерации, в частности в Гражданском процессуальном кодексе РФ, выраженной дефиниции понятия мирового соглашения не дано. Целью настоящей статьи является выработка понятия мирового соглашения как института гражданского процессуального права России, раскрытие его основных особенностей, необходимых для закрепления в процессуальном законодательстве РФ.
ЗАМЕНА НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ МЯГКИМ ВИДОМ НАКАЗАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
УДК: УДК 343.2
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Анатольевич Матвеев ; Руслан Вячеславович Макаров ;
Цель статьи: критический анализ теоретических положений, характеризующих институт замены неотбытой части наказания более мягким видом, способствующий более точному определению юридической природы и выявлению особенностей указанного института. В юридической лите-ратуре нет единого мнения и понимания того, чем является по своей сути замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, поэтому данная статья отчасти призвана внести единообразие в его понимание. На основании результатов, полученных в ходе применения
общенаучных методов анализа и синтеза, установлено, что судом далеко не всегда демонстрируется единообразие в применении института замены неотбытой части наказания более мягким видом, что в немалой степени обусловлено тем, что, к сожалению, в УК РФ отсутствует конкретизация того, каким должно быть поведение осужденного, не уточняется, каким образом необходимо устанавливать должную степень исправления лица или фактические обстоятельства его твердого становления на путь исправления, критерии или основания. Указанное должно быть преодолено с целью повышения эффективности функционирования института замены неотбытой части наказания более мягким видом. В заключение делается вывод о том, что юридическая природа замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, по нашему мнению,
заключается в стимулировании и поощрении осужденного, вставшего на путь исправления. Следовательно, и замена неотбытой части наказания более мягким видом не может рассмат-риваться в качестве вида освобождения от наказания, так как по своей сути является видом замены лишения свободы более мягким видом наказания, стимулирующим и поощряющим лицо, в отношении которого указанная замена осуществляется, с целью помочь ему встать на путь исправления. Мы предполагаем, что институт замены неотбытой части наказания более мягким видом всецело отвечает не только целям уголовно-исполнительной политики, но и социально-эко¬номическим реалиям и его востребованность в ближайшие десятилетия
будет только возрастать.
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК: УДК 342.55
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Михеева ;
Проблема, поднимаемая в статье, является актуальной в связи с формированием правовых основ общественного контроля в Российской Федерации и принятием Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Целью исследования выступает возможность правовой регламентации института общественного контроля законами субъектов Российской
Федерации. Методология исследования охватывает как общенаучные, так и специальные правовые методы. Применялись классические способы познания анализ, синтез, аналогия. Исходным методом изучения основ общественного контроля стали системно-структурный и формально-юри¬ди¬чес¬кий методы. Они в совокупности позволили проанализировать федеральное законодательство
в части общественного контроля. Результатами работы стало выявление очевидных проблем
в части правового регулирования на федеральном уровне. Например, в вопросах субъектного состава общественного контроля установлено отсутствие некоторых наиболее потенциально активных групп населения, способных участвовать в мероприятиях по общественному контролю. Можно было бы урегулировать эти вопросы в законах субъектов Российской Федерации, однако федеральное законодательство не оставляет возможности региональным законодателям в собст¬венных нормативных правовых актах выйти за пределы федеральных норм. Научной новизной
исследования стало в связи с этим внесение предложений по расширению субъектов общест-венного контроля за счет общественных организаций, придание функций по дополнительному правовому регулированию субъектам Российской Федерации, а также внесены и другие предло-жения, содержащие элементы новизны. Практическая значимость предлагаемых дополнений заключается в том, что общественный контроль как современный динамично развивающийся институт получит дополнительные правовые ресурсы для скорейшего его внедрения в общест-венные правоотношения. Тем самым институты гражданского общества приобретут большую значимость в контроле за деятельностью органов власти.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ
УДК: УДК 352
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Денис Степанович Михеев ;
Цель работы заключается в проведении правового анализа норм Конституции Российской Федерации, регулирующих институт местного самоуправления, и их дальнейшее развитие в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах. При этом одной из задач является выявление и обоснование взаимосвязи нормативных положений с ключевым принципом местного самоуправления – гласностью. В исследовании использована система общенаучных и специальных юридических методов познания: анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический. Общенаучный метод анализа был использован при оценке содержания правовых норм, регулирующих местное самоуправление. Формально-юридический метод позволил высказать в статье предложения по дополнению действующего массива правовых актов практическими рекомендациями. В результате исследования были проанализированы и получили оценку важнейшие статьи Конституции Российской Федерации, характеризующие местное самоуправление как основу конституционного строя, как форму народовластия, как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Было выявлено отсутствие в Конституции очень значимой нормы о том, что граждане имеют право на местное самоуправление. Также установлено, что Конституция не содержит указания на открытость и публичность деятельности по решению местных вопросов. Установлено, что необходимой чертой права граждан на местное самоуправление является взаимосвязь муниципальных органов с населением, обязанность власти информировать местное сообщество о своей работе. Понятия открытости, публичности, информированности охватываются принципом гласности местного самоуправления. Для разрешения правового пробела предложено изменение в Конституцию Российской Федерации, что, по мнению автора, обеспечит более точное правовое закрепление местного самоуправления – одного из основополагающих демократических институтов в государстве. Данная конституционная новация будет способствовать не только правовому закреплению принципа гласности, но и его реализации
в правоприменительной практике.
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕОДНОКРАТНЫХ ХИЩЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА
УДК: УДК 343.2
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Евгения Вячеславовна Прыгунова ;
В статье с исторических позиций анализируются нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за совершение хищений чужого имущества по признаку множественности.
До внесения в УК РФ изменений 2003 г. большинство авторов считали, что множественность преступлений конкретное свое проявление находит в повторности (неоднократности) преступ-лений, их совокупности и рецидиве. В науке общепризнанным было то, что неоднократность
в посягательствах на собственность обладала всеми признаками множественности. Законодатель не проводил четкой разницы между неоднократностью и рецидивом. В связи с этим возникали проблемы при назначении наказания за совершение нескольких преступлений, подпадающих под понятие неоднократности. Создавшаяся ситуация внутренней противоречивости уголовного законодательства негативно сказывалась на качестве уголовного закона в целом, и ее необходимо было преодолевать. Предлагавшиеся в науке пути реформирования уголовного законодательства
в отношении признаков неоднократности и рецидива принял во внимание Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Таким образом, по сравнению с предыдущей ситуацией, которая имела место ранее, произошли определенные изменения относительно достижения справедливости при назначении наказания за несколько однородных преступлений.
МЕСТО КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РФ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК: УДК 342.565.2
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Александровна Сидорова ;
В своей статье автор раскрывает значение конституционных (уставных) судов субъектов РФ, описывает их место в судебной системе Российской Федерации. Определяет, в каких норма-тивно-правовых актах содержатся нормы, касающиеся конституционных (уставных) судов. Выявлены особенности, которые отличают данные суды от иных судов, а также проанализи-рованы высказывания различных авторов и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». С помощью этого выявлена компетенция конституционных (уставных) судов, определены принципы, с помощью которых конституционные (уставные) суды осуществляют свои полномочия. Также устанавливается перечень вопросов, в которых содержатся иные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, не затрагивающих компетенцию Конституционного суда РФ и других федеральных судов и соответст¬вующих компетенций субъекта РФ. Приводятся примеры судебной практики Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2003 г. по делу о толковании части 2 статьи 97 Конституции Республики Саха (Якутия). Анализируется определение Конституционного суда Республики Марий Эл от 16 августа 2000 г. по вопросу назначения даты выборов Президента Республики Марий Эл одновременно с выборами депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, которые были назначены законом данной республики. В соответствии с принципом разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации является самостоятельным конституционным (уставным) органом государственной власти и вынесенные в пределах его полномочий решения являются обязательными для всех органов публичной власти, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
УДК: УДК 37(09):34
Раздел: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Шабалина ; Глеб Юрьевич Шабалин ;
Статья посвящена анализу правового регулирования сферы образования в дореволюционной России. Установлены первые признаки регулирования образовательных правоотношений в сборнике решений Стоглавого собора 1551 года. Проанализированы указы Петра I, устанавливавшие обязательность образования для вступления в брак, проведена параллель с современными нормами конституционного и гражданского права. Исследованы крупные законодательные акты, регулирующие образовательные правоотношения второй половины XVIII – начала XIX веков, с точки зрения предмета ведения, проработанности и юридической техники. Отражено развитие системы образовательных учреждений в Российской империи. Установлено усиление обязательности образования для служащих, смягчение сословного характера образования, расширение сети образовательных учреждений. Рассмотрено реформирование системы образования, связанное с отменой крепостного права, и торможение в эпоху контрреформ, в том числе усиление цензуры
в сфере образования. Проанализирована взаимосвязь общественных отношений и характера правового регулирования в сфере образования.